Дифференцированный подход в обучении – залог успеха каждого ученика ☼
Автор: Мулламухаметова Лилия Хамитовна
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа город Сибай Республика Башкортостан
Учитель начальных классов
Мулламухаметова Лилия Хамитовна
«Дифференцированный подход в обучении
– залог успеха каждого ученика»
К.Д. Ушинский говорил, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
Главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Практика показывает, что даже при весьма совершенной методике обучения, успех в работе достигается только при условии учета индивидуальных особенностей учащихся. Не учитывая индивидуальные особенности детей мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Ч то же касается слабых ребят, то задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.
Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, необходимо организовать дифференциацию учащихся внутри класса. Для этого проводятся диагностические работы, начиная с первого класса. Проводятся исследования путем бесед, наблюдением за выполнением различных упражнений учебника, определенной системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.
Например, учитывая уровень общих знаний, я, совместно с психологом, выделяю в классе три группы учащихся.
В первую группу отношу учащихся, хорошо усваивающих программный материал. На уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти все учебные задачи.
Ко второй группе отношу ребят, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеют приемами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений.
К третьей группе - ребята, имеющие отрицательное отношение к учению и не владеющие приемами учебного труда.
Задание по определению групп (работы учащихся)
В связи с этим вспоминаются слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом. С учетом способностей учащихся для каждой группы учащихся подбираю задания.
Для учащихся первой группы – расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, для развития устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Для учащихся второй группы – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.
С учащимися третьей группы – ликвидация пробелов в знаниях, умениях, пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов.
Предлагаю задания для работы в группах.
Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
При усвоении и закреплении знаний, умений и навыков использую три вида дифференциации:
1) дифференциация заданий;
2) дифференциация объема и количества;
3) различные условия работы: помощь учителя, заранее разработанные инструкции (для слабых) и контроль поэтапный (для остальных)
Именно на этом этапе важно, чтобы задания были дифференцированными по степени трудности. Для усвоения и закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении умениями и навыками на базовом уровне
Слабым учащимся предлагается выполнить типовые задания (аналогичные выполнены на уроке) или дополнительные задания для ликвидации пробелов в знаниях. Подбираю для них облегченные задания (найди ответ в параграфе, вставь букву по предложенному алгоритму и т. д.). Работа таких ребят идёт в замедленном темпе при заранее ограниченном объеме материала. З а выполнением следует обязательный контроль. При необходимости даются подробнейшие инструкции («пошаговые», с конкретными примерами)
Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Происходит усложнение задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества. Выполняют задания, требуемые рассуждений и анализа, с привлечением дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся, выделению связей с другими темами и предметами.
Таким образом, при работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.