Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дистанционный формат в обучении иностранному языку: поиск новых возможностей | Оралбаева Аружан Жакыповна. Работа №316609

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В условиях пандемии COVID‑19 дистанционное обучение стало единственной возможностью поддерживать непрерывный образовательный процесс. Автор делится опытом повышения эффективности организации дистанционных занятий по иностранному языку за счет применения оригинальных методик развития всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Цель усовершенствований состояла в том, чтобы снизить затраты, вызванные отсутствием личного контакта преподавателя и студента, и воспользоваться преимуществами постоянного доступа студентов к интернет-ресурсам. Оригинальный подход к работе с научной литературой дал студентам бакалавриата благоприятную возможность создать базу для дальнейших исследований на уровне магистратуры и аспирантуры.

Оралбаева Аружан

Казахский Национальный Университет имаени Аль-Фараби

Дистанционный формат в обучении иностранному языку: поиск новых возможностей

Аннотация

В условиях пандемии COVID‑19 дистанционное обучение стало единственной возможностью поддерживать непрерывный образовательный процесс. Автор делится опытом повышения эффективности организации дистанционных занятий по иностранному языку за счет применения оригинальных методик развития всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Цель усовершенствований состояла в том, чтобы снизить затраты, вызванные отсутствием личного контакта преподавателя и студента, и воспользоваться преимуществами постоянного доступа студентов к интернет-ресурсам. Оригинальный подход к работе с научной литературой дал студентам бакалавриата благоприятную возможность создать базу для дальнейших исследований на уровне магистратуры и аспирантуры. Предложенные методики были апробированы в двух российских вузах: Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации и Московском городском педагогическом университете. Ключевые слова: дистанционное обучение; иностранный язык; бакалавры; дигиталы; пересказ по цепочке; перекрестный диалог; аналитический обзор; устно-письменная речь

Введение

В современной реальности перед человеческой цивилизацией постоянно возникают все новые и новые вызовы. Одним из таких вызовов стала пандемия COVID‑19. Она, несомненно, повлияла на все сферы человеческой жизни: экономическую, политическую, культурную, образовательную. Информационно-коммуникационные технологии оказались особо востребованными в этой ситуации, поскольку они дали возможность перейти на дистанционное обучение.

Основным принципом дистанционного обучения является принцип интерактивности. При этом технические средства выступают в качестве посредника между преподавателем и студентом. Именно они обеспечивают интерактивность и формируют специфическую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру для передачи информации [1]. Мультимедийные средства при адекватном использовании способствуют развитию в большей степени навыков самостоятельного обучения у студентов [2]. Вместе с тем, индивидуализация предполагает постоянное сотрудничество студента и преподавателя [3]. Именно преподаватель может адаптировать образовательную траекторию к потребностям каждого обучающегося [4]. Дистанционная организация учебного процесса обучения, предоставляет преподавателю возможность проявить себя в передаче своего опыта бесконечному числу студентов [5]. Осознание преподавателем такой возможности дает ему дополнительный стимул для расширения сферы своих профессиональных знаний и адаптации собственных методов обучения к требованиям студентов, с тем, чтобы реализоваться как профессионал и как личность. Таким образом, хотя процесс дистанционного обучения является двусторонним, активная, конструктивная и творческая работа преподавателя выступает для него, в первую очередь, ключом к успеху.

Обобщая взгляды, аргументы и мнения процитированных выше исследователей, можно выделить следующие моменты:

• в дистанционном обучении по-прежнему существуют два субъекта образовательного процесса: преподаватель и студент;

• взаимодействие преподавателя и студента технически опосредовано; • посредником в данном случае является компьютер (или любое другое устройство, имеющее доступ к сети Интернет);

• этот опосредованный процесс должен быть тщательно спланирован и организован преподавателем;

• чтобы быть полноправным участником процесса, студент должен уметь действовать самостоятельно;

• для эффективной организации процесса преподаватель должен знать особенности дистанционного обучения и уметь применять как традиционные, так и инновационные методические приемы.

Преподавание иностранных языков всегда было одной из самых сложных педагогических областей, даже в обычных условиях. Современные ученые подчеркивают необходимость рассмотрения обучения иностранным языкам в дистанционном формате как элемента всей образовательной системы, не противоречащего концептуальным направлениям ее дидактической организации. С другой стороны, телекоммуникации и мультимедийные средства, используемые в качестве технологической основы обучения, имеют свои особенности, которые нельзя игнорировать [6]. Важно не считать технические средства чем-то вредоносным, а использовать их в своих интересах, исходя из специфики преподаваемой дисциплины.

Материалы и методы

Методологическую основу нашего исследования составили работы следующих ученых: Д. Кристалла, К.А. Мейера, Е.И. Пассова, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруда. Дэвид Кристал в своей книге «Язык и Интернет» предсказал беспрецедентный набор возможностей, предоставляемых Интернетом как студентам, так и преподавателям. В качестве преимущества было отмечено то, что обучающиеся получают доступ к актуальной информации о языке, особенно с помощью онлайн-словарей и других электронных справочных материалов. В то же время Кристал предвидел педагогическую проблему грамотного отбора материала, чтобы обучающиеся не были перегружены, и предполагал, что Интернет в обучении иностранным языкам поставит учителей перед новыми вызовами.

К. Мейер отмечал, что обучающиеся являются основными бенефициарами любого вида образования, включая электронное обучение, и качество курсов электронного обучения должно оцениваться с использованием конкретных и стандартных критериев [8].

Для Е.И. Пассова особый интерес представляла методическая система интенсивного обучения иностранным языкам, функционирующая с помощью технических обучающих устройств и автоматизированных систем. Ученый считал, что внедрение такой системы поможет достичь цели овладения иностранной культурой наиболее эффективным и рациональным способом и был уверен, что коммуникативный подход внесет в это большой вклад [9].

А.А. Леонтьев рекомендовал предлагать группе обучающихся совместное занятие, которое было бы интересно для всех них и в то же время имело бы несомненную личную ценность. Функции распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, но общая цель должна сплачивать команду и способствовать развитию здоровых межличностных отношений [10].

Р.П. Милруд был сторонником гуманистического подхода к обучению. Он искал способы создания равных возможностей для всех в классе, уделяя особое внимание социальному конструированию знаний, индивидуальным особенностям учащихся, познавательной мотивации, стилям и стратегиям преподавания [11].

Все вышеизложенные положения мы принимали во внимание в процессе нашего сотрудничества с двумя российскими университетами: Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации и Московским городским педагогическим университетом. Мы апробировали наши подходы как в языковых, так и в неязыковых группах студентов бакалавриата, изучающих следующие дисциплины: «Английский язык» (уровни А1-С1), «Деловой английский язык», «Английский язык в профессиональной сфере».

Для достижения наших целей мы применили следующие методы: •

изучение литературных источников российского и зарубежного научного сообщества (анализ, обобщение, примечания, цитирование, составление библиографии);

• наблюдение;

• опрос, беседа, анкетирование;

• изучение образцов классных и домашних заданий, выполненных студентами в режиме дистанционного обучения;

• интерпретация статистических данных.

Результаты исследования

Овладение иностранным языком осуществляется по четырем взаимосвязанным и одинаково важным направлениям: аудирование, говорение, чтение, письмо. Рассмотрим, какие новые возможности открываются для совершенствования каждого из вышеупомянутых аспектов в условиях дистанционного обучения.

Работая со студентами бакалавриата, мы должны помнить, что они принадлежат к так называемому «цифровому поколению», которое имеет некоторые особенности в восприятии информации. Зная эти особенности, по нашему мнению, в практике аудирования целесообразно учитывать следующие рекомендации:

• там, где это возможно, давать студентам прослушивать текст однократно;

• сократить до минимума список слов, дающихся с переводом до прослушивания; • не запрещать обучающимся пользоваться в процессе восприятия текста на слух смартфонами и другими гаджетами;

• полагаться в основном на выдержки из реальных (не академических) источников; • выбирать тексты с живым молодежным языком;

• слушать как можно больше образцов речи людей, не являющихся носителями языка (из разных уголков земного шара);

• варьировать диапазон продолжительности текстов;

• переключать внимание обучающихся на различные темы;

• поощрять студентов прослушивать тексты профессиональной тематики;

• быть последовательным: практиковать аудирование на каждом занятии;

• быть тактичным, гибким, терпеливым и понимающим [12]. Факт разделения преподавателя и студентов в пространстве в условиях дистанционного обучения иногда затрудняет проверку понимания представленного текста. Здесь было бы эффективно применить так называемый «пересказ по цепочке»: учащиеся, один за другим, пересказывают весь текст от начала до конца; при этом разрешается повторять произнесенное ранее предложение только в том случае, если студент дополняет содержание предыдущей версии более подробной информацией (или перефразирует ее, используя больше лексических единиц и грамматических структур, взятых из аудиофайла). В процессе такой работы студенты чувствуют себя глубоко вовлеченными в процесс и полностью сосредоточены на задаче, что очень важно в формате опосредованного общения с преподавателем.

Выводы

Применив соответствующие теоретические и эмпирические методы, мы проанализировали отдельные аспекты организации процесса обучения иностранным языкам студентов бакалавриата с помощью современных коммуникационных технологий и сделали попытку выявить новые возможности повышения его эффективности за счет применения оригинальных авторских методов. Практика ведения занятий по дисциплинам «Английский язык (уровни А1-С1,)»; «Деловой английский язык» и «Английский язык в профессиональной сфере» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации и Московском городском педагогическом университете показала перспективность данных методов для повышения качества знаний, получаемых студентами в дистанционном формате.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010;1(13):129–138.

2. Поддубная Я. Н. Особенности мотивирования студентов вузов при обучении английскому языку в условиях дистантного образования. Международный научно-практический журнал. 2020;12(102):78–82.

3. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2020;2(81):355–358.

4. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение. Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020;(3):184–195.

5. Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Кобилова Ш.Ш., Неъматов У.С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid‑19. Проблемы педагогики. 2020;4(49):66–69.

6. Львова О.В. Дистанционное обучение иностранным языкам. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011;(1):70–75.

7. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press; 2002. 272 p.

8. Meyer K.A. Quality in Distance Education: Focus on On-Line Learning. ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002;29(4):30–39.

9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение; 1985. 208 с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×