Дистанционное обучение в школе

Автор: Дятлова Галина Юрьевна

Дистанционное обучение в школе

Дятлова Г.Ю., п. Поляны, Выборгский район, Ленинградской области

Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования – « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

 

Модернизация российского образования обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Поэтому, задачи модернизации образования направлены на повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

  В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий  в школьном образовании становится требованием времени.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

        Согласно статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ: 

      Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

      Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 

     Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

1.      Возможность значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

2.     Возможность частичной замены классно-урочных занятий на самостоятельные виды деятельности, не требующие значительных интеллектуальных усилий для их осмысления

3.     Возможность получения качественного образования детям-инвалидам и возможность повышения уровня знаний одаренным детям (особенно в сельской местности).

4.     Возможность реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения.

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, ДОТ стали активным участниками нашего образования, помогая разнообразить формы и методы учебного процесса и помогая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

      Безусловно, форма работы с дистанционными образовательными технологиями очень удобная и полезная, как показывает практика.  Отметим плюсы дистанционных  образовательных технологий:

1.     Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

2.     Свобода и гибкость - обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

3.     Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

4.     Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

5.     Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

6.     Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

7.     Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

8.     Объективность - в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ в школе, оно ограничено рядом факторов:

1.     Недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;

2.     Неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;

3.     Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме;

4.     Учащимся с ослабленным здоровьем визит учителя требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но как один из каналов связи с внешним миром, от которого они часто оторваны.

    Подводя итог, можно сказать, что для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1.  Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2.  Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.

3.  Локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает всё возможное для помощи учителю, чей урок он проводит.

4.  Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

5.  Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

6.  Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

   Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

     Занимаясь дистанционным образованием в школе на протяжении нескольких лет, пришла к следующим выводам:

1.  Занятия на дистанционном обучении помогают обучащимся более успешно сдать экзамены;

2.  Обучающиеся научились организовывать свою работу, самостоятельно выполнять предложенные им задания;

3.  Часть учащихся, находящиеся в группе риска, не всегда могли самостоятельно справиться с предложенными заданиями. Им постоянно требовалась помощь учителя-тьютора или одноклассников;

4.  Была возможность заменить часть домашнего задания по математике тестами, предложенными учащимися по различным темам;

Был предоставлен 0,5 часа для консультаций учителя-тьютора (Обучающие активнее задают свои вопросы при непосредственном общении с преподавателем, чем через электронную почту. В идеале, было бы хорошо, если учитель-тьютор работал в данной школе, это способствовало бы более успешной организации данного вида обучения. К сожалению, наши учителя, редко соглашаются на тьюторство);

5.  Не все учащиеся могут самостоятельно работать, и за их работой должен осуществляться постоянный контроль со стороны тьютора (низкая мотивация обучающихся и слабый контроль со стороны родителей);

6.  Существовала необходимость разбора заданий в очном режиме (на консультации)

      Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники обучаются на дому в удобное время и в оптимальном темпе. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

     Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия проводятся, как правило, во второй половине дня, это связано с техническими возможностями и загруженностью учителя. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

    Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

    При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

     Практика показывает, что в режиме Skype обучающиеся, как правило. отвлекаться и даже сбивают темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

o   давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

o   использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

o   чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

     В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

     Подводя итог вышесказанному можно сказать, что использование дистанционных образовательных технологий   позволяет:   

·     организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

·     применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

·     диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

·     управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

·     создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

·     работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками;

·     интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;

·     повысить мотивацию к обучению;

·     привести к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;

·     обеспечить положительную динамику уровня обученности по предметам;

·     психологически подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ;

·     научить распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы;

·     повысить информационную культуру учащихся;

·     привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом (особенно при использовании дистанционного обучения).

·     организовать работу с детьми ОВЗ, давая возможность получить качественное образование;

·     организовать работу с одаренными детьми.

     В заключении, хочется скачать, что применение дистанционных образовательных технологий открывает перспективное направление в обучении. позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации в течение всей жизни.

    Вместе с тем необходимо понимать, что использование только дистанционных образовательных технологий на уроке не решает моментально всех проблем учителя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

 

 

Литература:

 

 

1.                          Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ 

2.                          http://www.top-personal.ru/issue.html?380

3.                          http://doc4web.ru/pedagogika/distancionnie-tehnologii-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemi-obr.html

4.                          http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php#4

5.                          http://lib2.podelise.ru/docs/98467/index-1917.html

6.                          http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/

7.                          http://distant.ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped.htm

8.                          http://do.gendocs.ru/docs/index-201428.html

 

9.                          ussian2015.ucoz.com/publ/iz_opyta_raboty_po_ispolzovaniju_distancionnykh_tekhnologij/1-1-0-392

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x