Автор: Карабань Вера Владимировна
Для развития артикуляционной моторики.
Обращаю внимание! Занятие обязательно проводить у зеркала не более 7 минут.
Сразу все упражнения не делать. Все освоите постепенно: на первом занятии достаточно выполнить с1-по5 упражнения. Затем на следующий день добавить два, а там постепенно по мере усвоения. Но работа должна быть ЕЖЕДНЕВНАЯ.
1. Едет скорая помощь: «И-У-И-У….» Работа с губками- чередование «улыбки»-«хоботка».
2. Удерживание «Улыбки» под счет до 10.
3. «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. Следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх и была неподвижной.
4. Широкий язык поднят и «закрывает» верхнюю губу + проговаривание в такой позе «БЭ-БЭ-БЭ». Многократно, по возможности минуту.
5. «Индюк». Производить движения вперед и назад широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Упражнение выполнять в течение 10-и минут.
6. «Запустить моторчик»: С голосом проговариваем: Дддддддд; с призвуком английского «D», т.к. кончик находится не у зубов, а чуть выше – за верхними зубками у «бугорочков»(т.е. у альвеол)
7. «Поймай звук»:
*Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения. Слышится «Ла-ла-ла».
* Улыбнуться. Во время длительного произнесения звука Ы широким кончиком языка постучать изнутри по верхним зубами. Постепенно увеличивая темп движения. Слышится «Лы-лы-лы».
Можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок:
«Язычок живет в домике, который называется ротик Ротик. «В домике есть двери: губки и зубки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика.» Высовывание язычка под счет до 10-и.
«Каждое утро Язычок делает зарядку»- «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз. Облизывание по часовой стрелке верхней и нижней губы.(Выполнить 6-8 раз)
«Затем Язычок чистит зубки»-кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубки с внутренней стороны. Или посчитать зубки: Упор кончиком языка изнутри в верхние, словно язычок хочет сдвинуть зубки.(Не менее 6 раз)
«Язычок завтракает. Ест манную кашу.»- «Мня-мня-мня». Также можно покусать язычок зубками: «тя-тя-тя» и пошлепать губками: «пя-пя-пя».
«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке»- предлагается пощелкать (по цокать) языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.
«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» -широкое движение языком снаружи внутрь по верхней и нижней губе. Многократное выполнение не менее 10 раз.
«Язычок покачался на качелях в парке» - попеременные движения языком то к носу, то к подбородку. Или –поднятие язычка к верхним зубкам, затем к нижним зубкам(много-кратно не менее 6 раз). И следующий вариант – поднятие язычка к «бугоркам» за верхними зубами, затем опускание язычка за нижние зубы. Выполнять под счет до 10-и
«Язычок сел на лошадку и поехал домой.»Цокать не менее минуты.
Учите ребенка петь и пойте вместе с ними: пение не только развивает слух, но и способствует развитию артикуляции-подвижности губ, языка, челюсти, крепнут голосовые связки, развивается правильный речевой выдох.
Не забывайте и упражнения по развитию движений пальцев рук: можно катать шарики из пластилина, лепить, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Также выполнять упражнение: «колечки-ушки, рожки».