Для развития артикулляционной моторики

Автор: Карабань Вера Владимировна

Для развития артикуляционной моторики.

Обращаю внимание! Занятие обязательно проводить у зеркала не более 7 минут.

Сразу все упражнения не делать. Все освоите постепенно: на первом занятии достаточно выполнить с1-по5 упражнения. Затем на следующий день добавить два, а там постепенно по мере усвоения. Но работа должна быть ЕЖЕДНЕВНАЯ.

1.                  Едет скорая помощь: «И-У-И-У….» Работа с губками- чередование «улыбки»-«хоботка».

2.                  Удерживание «Улыбки» под счет до 10.

3.                  «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. Следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх и была неподвижной.

4.                  Широкий язык поднят и «закрывает» верхнюю губу + проговаривание в такой позе «БЭ-БЭ-БЭ». Многократно, по возможности минуту.

5.                  «Индюк». Производить движения вперед и назад широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Упражнение выполнять в течение 10-и минут.

6.                  «Запустить моторчик»: С голосом проговариваем: Дддддддд; с призвуком английского «D», т.к. кончик находится не у зубов, а чуть выше – за верхними зубками у «бугорочков»(т.е. у альвеол)

 

7.                   «Поймай звук»:

*Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения. Слышится «Ла-ла-ла».

* Улыбнуться. Во время  длительного произнесения звука Ы широким кончиком  языка постучать изнутри по верхним зубами. Постепенно увеличивая темп движения. Слышится «Лы-лы-лы».

 

Можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок:

«Язычок живет в домике, который называется ротик Ротик. «В домике есть двери: губки и зубки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика.» Высовывание язычка под счет до 10-и.

«Каждое утро Язычок делает зарядку»- «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз. Облизывание по часовой стрелке верхней и нижней губы.(Выполнить 6-8 раз)

«Затем Язычок чистит зубки»-кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубки с внутренней стороны. Или посчитать зубки: Упор кончиком языка изнутри в верхние, словно язычок хочет сдвинуть зубки.(Не менее 6 раз)

«Язычок завтракает. Ест манную кашу.»- «Мня-мня-мня». Также можно покусать язычок зубками: «тя-тя-тя» и пошлепать губками: «пя-пя-пя».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке»- предлагается пощелкать (по цокать) языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» -широкое движение языком снаружи внутрь по верхней и нижней губе. Многократное выполнение не менее 10 раз.

«Язычок покачался на качелях в парке» - попеременные движения языком то к носу, то к подбородку. Или –поднятие язычка к верхним зубкам, затем к нижним зубкам(много-кратно не менее 6 раз). И следующий вариант – поднятие язычка к «бугоркам» за верхними зубами, затем опускание язычка за нижние зубы. Выполнять под счет до 10-и

«Язычок сел на лошадку и поехал домой.»Цокать не менее минуты.

             Учите ребенка петь и пойте вместе с ними: пение не только развивает слух, но и способствует развитию артикуляции-подвижности губ, языка, челюсти, крепнут голосовые связки, развивается правильный речевой выдох.

            Не забывайте и упражнения по развитию движений пальцев рук: можно катать шарики из пластилина, лепить, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Также выполнять упражнение: «колечки-ушки, рожки».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x