Статья Доклад на МО воспитателей ,,Профилактика к конфликтов и конструктивное решение межлиочностных отношений среди подростков" . Автор: Пашкина Альфира Музавировна

Автор: Пашкина Альфира Музавировна
Цель: своевременные профилактические меры в разрешении противоречий в межличностном взаимодействии.

Проблема подростков с интеллектуальной недостаточностью в социальной адаптации и успешности в отношениях. Разбор положительных и отрицательных сторон конфликтов. Привести примеры и причины конфликтов. Предоставить упражнения по профилактике конфликтов, игры. Дать рекомендации.Памятки для обучающихся.


Автор: Пашкина Альфира Музавировна

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Красновосходская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Согласовано:                         Утверждаю: Зам. директора по УВР                      Директор школы _________Э.Р.Гайсина                 _________Р.Г.Гайсин

«___»_________20___г. «___»________20___г.

Доклад на МО воспитателей«Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков». Воспитатель: Пашкина А.М.

Для подростков с интеллектуальной недостаточностью успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к нарушению их психологического состояния. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и педагоги станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников. В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Положительные стороны:

- в споре выясняется истина.

- в споре открываются вещи, которые мы раньше не замечали.

- конфликт – признак неравнодушности.

- в споре выявляется позиция (мнение) каждого человека.

- в ситуации конфликта человек раскрывается.

- происходит утверждение личности.

- в споре может быть, достигнут положительный результат.

- человек в конфликте может самосовершенствоваться

Отрицательные стороны:

- падает настроение.

- конфликты отрицательно сказываются на здоровье.

- появляется раздражительность, отчего страдают отношения и с другими

людьми.

- снижается внимание, падает работоспособность – все мысли направлены на

конфликт, а не на дело.

- возникает желание не учиться в данном коллективе, покинуть его.

- плохое настроение отрицательно сказывается на всем, чем занимается

Причины конфликтов между подростками:

- борьба за авторитет

- соперничество

- обман, сплетни

- оскорбления

- обиды

- личная неприязнь к человеку

- симпатия без взаимности

- борьба за девочку (мальчика)

- Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя или родителя все же необходимо, важно делать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если подросток сам найдет алгоритм решения этой задачи. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя или родителя с подростком. Ребенка хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае педагог может попробовать исправить ситуацию, заинтересовав ребенка тем или иным занятием , кружком или спортивной секцией, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и ссоры, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. Конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств, времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики, педагоги, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по трем основным направлениям:

1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов.

2. Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать школьную службу примирения при школе, куда могут входить психолог, социальный педагог, и учащиеся.

3. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, игр, упражнений, методических объединений.

Очень много зависит от умения педагога создать комфортную среду, в которой ребенок бы раскрылся. «Какая среда такой и ребенок».

Джеми Уолкер подчеркивает, что обучение и решение проблем и конфликтов – сложный, долгий, многогранный процесс. Однако последовательное использование игр, тренингов, мини-лекций, разных сфер дает положительные результаты.

Вот несколько упражнений, которые я использую в работе по профилактике конфликтов.

1. Упражнение «Разожми кулак».

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

2. Упражнение «Воздушный шар». Учащихся двое. Подарить шарик один на двоих. Как выйдут из ситуации учащиеся? Правильно будет, взять шарик и поиграть вдвоем.

3. Если ты видишь, что назревает конфликт, сожми крепко кулаки и посчитай до десяти.

Вывод: переключение на медленный счет, глубокое и медленное дыхание позволяет прервать развитие конфликта, остановиться, подумать и принять разумное, взвешенное решение.

4. Упражнение «Сидящий и стоящий».

Один сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». Через время сесть на против друг друга и разговаривать глаза в глаза. После выполнения упражнений делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать значение неверных средств общения.

Анализ упражнения:

- Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя? Какие чувства ты испытывал. Когда смотрел партнеру глаза в глаза?

- Какое положение в разговоре понравилось, а какое – нет? Почему?

- Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Общаясь на равных как вы считаете, что бы изменилось?

Беседа «Неверные средства общения».

- Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер по общению понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом.

В общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность педагога. Его воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия педагога с учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Памятка для учащихся: «Рекомендации по предотвращению и профилактики конфликтов»

* При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:

* проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

* держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

* установить контакт глазами и стараться не терять его;

* дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

* дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

* признать свою вину, если объективно таковая есть;

* постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

* показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

- И в заключении хочется сказать, что профилактикой конфликтов, являются доверительные отношения с ребенком, а так же личный пример взрослых, показывающих как жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р\на Дону, 1997

2. Емельянов С.М. Практикум по конфиктологии. СПб:2000

3. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходиться разрешать конфликты. СПб:1993

4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург 1997

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x