Доклад на тему: «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике» | Нугманова Нурпаш Таупиховна. Работа №207461
Автор: Нугманова Нурпаш Таупиховна
Доклад о некоторых способах повышения мотивации к обучению математике. Эти способы можно применять при проведении открытых уроков, а так же в мероприятиях физико- математической декады.
КГУ «Балхашский технический колледж имени «Халық қаһарманы РК»
Рахымжана Кошкарбаева»
Доклад на тему:
«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Подготовила:
преподаватель математики
Нугманова Н.Т.
Балхаш-2018
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие, как:
Собственное
развитие в процессе учения;
Действие
вместе с другими и для других;
Познание
нового, неизвестного.
Понимание
необходимости учения для дальнейшей жизни,
Процесс
учения как возможность общения,
Похвала
от значимых лиц;
Учеба
как вынужденное поведение;
Процесс
учебы как привычное функционирование;
Учеба
ради лидерства и престижа;
Стремление
оказаться в центре внимания,
Стремление
избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:
увлеченное преподавание,
новизна учебного материала,
историзм, связь знаний с судьбами людей,
открывшими то или иное математическое понятие
, внесшими вклад в развитие математики;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
использование новых и нетрадиционных форм обучения,
чередования форм и методов обучения,
проблемное обучение, эвристическое;
обучение с компьютерной поддержкой,
использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
тестирование знаний, умений,
показ достижений обучаемых,
создание ситуаций успеха,
соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
создание положительного микроклимата в классе,
доверие к обучаемому,
педагогический такт и мастерство педагога,
Учет возрастных особенностей школьников.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения и порицания.
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации
(
например,
в начале урока на этапе актуализации и повторения
для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов
устно,
ф
ронтально, возможно с записью на доске)
на повторение
и
актуализацию ранее полученных знаний
,
и задается вопрос или ставится задача
,
подводящая к изучению новой темы.
При этом организуется живой диалог,
начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
Привлечение уча
щихся к оценочной деятельности
(
взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах
, самооценка
и т.д.)
Необычная форма обучения
:
урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета)
,
защита проектов
(например,
«Экспериментальное получение числа
»
)
,
при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов
Учащиеся
охотно занимаются разл
ичными замысловатыми проблемами, п
оэтому они с удовольствием
разгадывают загадки, кроссворды
и т.
п.
(большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
Лабораторные
работы.
В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
Уроки
« Одной задачи»
,
на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии
и алгебры
в старших классах при подготовке учащи
хся старших классов к ЕГЭ (часть
С).
Решение развивающих, нестандартных задач
, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5
–
7 классах);
Дифференцированные задания
на уроках и на дом.
Задания на самостоятельный поиск информации
в учебных пособиях бумажных или электронных
(доклады,
сообщения, п
оиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем)
Участие в различных предметных конкурсах
(Кенгуру, КИТ и др.); участие в
предметных олимпиадах
разного уровня от школьных до областных и Российских
Ис
пользование компьютерных технологий
.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того, использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более серьезно относиться к обучению математике.