Статья Доклад на тему: «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике». Автор: Нугманова Нурпаш Таупиховна

Автор: Нугманова Нурпаш Таупиховна
   Доклад о некоторых способах повышения мотивации к обучению математике. Эти способы можно применять при проведении открытых уроков, а так же в мероприятиях физико- математической декады.


Автор: Нугманова Нурпаш Таупиховна

 

КГУ «Балхашский технический колледж имени «Халық қаһарманы РК»

Рахымжана Кошкарбаева»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»

 

 

 

Подготовила:

преподаватель математики

Нугманова Н.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балхаш-2018

 

 

 

 

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский

 

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

К учебным мотивам относятся такие, как:

Собственное

развитие в процессе учения;

Действие

вместе с другими и для других;

Познание

нового, неизвестного.

Понимание

необходимости учения для дальнейшей жизни,

Процесс

учения как возможность общения,

Похвала

от значимых лиц;

Учеба

как вынужденное поведение;

Процесс

учебы как привычное функционирование;

Учеба

ради лидерства и престижа;

Стремление

оказаться в центре внимания,

Стремление

избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:

увлеченное преподавание,

новизна учебного материала,

историзм, связь знаний с судьбами людей,

открывшими то или иное математическое понятие

, внесшими вклад в развитие математики;

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

использование новых и нетрадиционных форм обучения,

чередования форм и методов обучения,

проблемное обучение, эвристическое;  

обучение с компьютерной поддержкой,

использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),

тестирование знаний, умений,

показ достижений обучаемых,

создание ситуаций успеха,

соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

создание положительного микроклимата в классе,

доверие к обучаемому,

педагогический такт и мастерство педагога,

Учет возрастных особенностей школьников.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Эмоциональная речь учителя.

Применение поощрения и порицания.

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Создание проблемной ситуации

(

например,

в начале урока на этапе актуализации и повторения

для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов

устно,

ф

ронтально, возможно с записью на доске)

на повторение

и

актуализацию ранее полученных знаний

,

и задается вопрос или ставится задача

,

подводящая к изучению новой темы.

При этом организуется живой диалог,

начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).

Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

Привлечение уча

щихся к оценочной деятельности

(

взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах

, самооценка

и т.д.)

Необычная форма обучения

:  

урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета)

,

защита проектов

(например,

«Экспериментальное получение числа

»

)

,

при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов

Учащиеся

охотно занимаются разл

ичными замысловатыми проблемами, п

оэтому они с удовольствием

разгадывают загадки, кроссворды

и т.

п.

(большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);

Лабораторные

работы.

В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника»,  «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).

Уроки

« Одной задачи»

,

на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии

и алгебры

в старших классах при подготовке учащи

хся старших классов к ЕГЭ (часть

С).

Решение развивающих, нестандартных задач

, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5

7 классах);

Дифференцированные задания

на уроках и на дом.

Задания на самостоятельный поиск информации

в учебных пособиях бумажных или электронных

(доклады,

сообщения, п

оиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем)

Участие в различных предметных конкурсах

(Кенгуру, КИТ и др.); участие в

предметных олимпиадах

разного уровня от школьных до областных и Российских

Ис

пользование компьютерных технологий

.

Проведение уроков с использованием информационных технологий это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.

Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того, использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

 

Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более серьезно относиться к обучению математике.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x