Статья Доклад на тему"Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка и литературы.". Автор: Чепига Любовь Александровна

Автор: Чепига Любовь Александровна
В докладе раскрыта тема дифференциации и индивидуализации обучения, его важнейшие методы и приемы. Повышения качества знаний ,умений и навыков учащихся,индивидуальный подход к обучению на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах.


Автор: Чепига Любовь Александровна

 

 

 

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад учителя русского языка и литературы

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат»

Чепига Л.А.

 

 

 

 

РТ Альметьевск 2019

Введение

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности.

Для вовлечения ученика в активный процесс познания, повышения качества знания, предупреждения неуспеваемости, формирования всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом, необходимо применять технологию индивидуализации и дифференциации обучения.

Цель данной работы: проанализировать успех обучения при использовании методик дифференцированного обучения. Объектом анализа выбран процесс обучения школьников русскому языку и литературе.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной тематике;

- изучить особенности воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся и выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения;

- проанализировать успех обучения при использовании методик дифференциации и индивидуализации обучения.

Цели и задачи дифференцированного обучения.

Цели дифференциации таковы.

С педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучаемого.

С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

С дидактической точки зрения – решение назревших проблем в обучении путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной почве.

Концепция дифференцированного обучения опирается на традиции и опыт русской дореволюционной педагогики, зарубежной школы, на труды советских учёных М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, С.И. Швацбурга.

В работах этих учёных были заложены теоретические основы дифференциации образования как определяющего фактора его демократизации и гуманизации, необходимого условия разностороннего и гармоничного развития личности.

Индивидуализация – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой форме учитываются.

Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Иными словами, дифференциация – это одна из форм индивидуализации, при которой образуются стабильные классы и группы учащихся на основе каких-либо присущих им общих признаков. Дифференциация возникла на основе индивидуализации как принципа обучения.

Задача учителя, осуществляющего индивидуализацию и дифференциацию обучения, - найти реальные возможности для учёта всех физических и психических особенностей обучаемых.

Поскольку индивидуализация обучения требует учёта всех особенностей личности обучаемого, то специфическая обучающая цель индивидуализации и дифференциации – усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, содействовать реализации учебных программ повышением уровнем знаний, умений, навыков каждого обучаемого и группы обучаемых, уменьшать таким образом абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания, исходя из интересов и способностей.

Развивающая цель индивидуализации и дифференциации – формирование и развитие логического мышления и умений учебного труда с опорой на зону ближайшего развития обучаемого.

Следующая цель индивидуализации и дифференциации обучения охватывает воспитание личности, создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей, новых познавательных интересов обучаемых.

Индивидуализация и дифференциация обладают дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию, на отношение к учебной работе.

Индивидуализация и дифференциация обучения позволяют избежать слишком трудной или слишком лёгкой работы, включают учащихся в работу по способностям. Слишком лёгкая работа приводит к отчуждению от умственного напряжения, при слишком трудной работе задания остаются невыполненными, и обучаемый вообще отказывается от бессмысленного напряжения. Поэтому индивидуализацию и дифференциацию в обучении можно рассматривать как средство трудового воспитания, воспитания чувства долга и ответственности.

Технология уровневой дифференциации.

Наиболее оптимальными технологиями при обучении русскому языку и литературе являются, на мой взгляд, технология уровневой дифференциации, технология внутриклассной дифференциации.

При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО), т.е. с теми требованиями, которыми все учащиеся должны достигнуть. Приступая к изложению тем учитель планирует не только основные цели её изучения, но и продумывает систему учебных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. В качестве ориентира при составлении ОРО по каждой теме целесообразно использовать тексты всех вариантов тематических зачётов.

На основе тематических ОРО составляются требования к текущему усвоению материала. Составленные списки ОРО должны быть достаточно полны ( содержать различные типы и формы заданий ) и, вместе с тем, реалистичны. Работа над ОРО ведётся на всём протяжении изучения темы.

При составлении тематического планирования необходимо учесть следующее:

- изучение материала желательно организовать в виде крупных блоков;

- приоритетное внимание уделяется этапам закрепления и отработки материала, материал следует изучать таким образом, чтобы на уроки закрепления отводилось как можно больше времени;

- для экономии времени лабораторные работы желательно проводить на этапе введения нового материала;

- в планировании должно быть выделено время для подготовки к зачёту, на зачётный урок, резервное время на доработку материала.

При введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причём достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задаётся программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта.

В отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, вникая во все тонкости обоснований, требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса, запомнить некоторые теоретические сведения, понять правила применения основных положений, порядок действий при выполнении упражнений.

Чтобы добиться понимания общей логики рассуждений, необходимо:

- повторить ход рассуждений и его основные моменты;

- провести фронтальные практические работы;

- показать образец выполнения типичного упражнения обязательного уровня.

Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании.

Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. На этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия учителя. Очень важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех.

Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с выполнения самых простых типичных упражнений. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух логических операций, требовать лишь конкретного ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной работы.

Работа учащихся при закреплении организуется с учётом индивидуального темпа в усвоении материала. Закрепление материала, как правило, лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Через некоторое время организуются «подвижные» группы тех, кто уже освоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне, и тех, кому необходима дополнительная работа по ОРО. Учитель работает поочерёдно с разными группами.

Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является специально формируемая система упражнений на основе «лестницы деятельности», которая представляет собой систему заданий с постепенно нарастающей сложностью. Такая система заданий должна включать:

- широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все ученики;

- задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;

- задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро продвигающихся в усвоении материала.

Контроль знаний происходит на основе зачётной системы. Тематические зачёты должны сдать все ученики без исключения. Не сдавшие зачёт с первого раза имеют право пересдавать его до положительного результата. Подготовка, проведение и пересдача зачёта проводятся в учебное время.

Каждый тематический зачёт состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Учитель отслеживает достижение каждым обязательного уровня усвоения предмета. Решение же о достижении повышенных уровней усвоения предмета может быть принято только самим учеником. Выполнение зачётной работы оценивается в соответствии с критериями, разработанными для каждого зачёта. Учитель вправе изменить критерии, предлагаемые в текстах тематических зачётов.

Обязательная часть зачёта нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала, после выполнения определяется, сдал учащийся зачёт (достиг обязательного уровня овладения темой0 или не сдал его. За каждое правильно выполненное задание обязательной части ученик получает 1 балл, а за успешное выполнение обязательной части получает оценку «зачёт». (При существующей системе оценок это соответствует «3» (удовл.), что серьёзно влияет на выбор учениками уровня изучения предмета).

Дополнительная часть зачёта направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Её выполнение позволяет ученику получить одну из повышенных оценок «4» или «5». Задания дополнительной части могут оцениваться неполным числом баллов из-за допущенных недочётов. Например, можно поставить только 2 или 3 балла из предусмотренных в критериях 4 баллов. Основное назначение дополнительной части – дать сильную нагрузку сильным учащимся.

Обязательная часть выполняется всеми учащимися без исключения, дополнительная часть – только желающими.

Технология внутриклассной дифференциации.

На протяжении всей педагогической деятельности передо мной, как и перед другими учителями, стоят вопросы: как научить детей учиться, какие методы и приёмы применять, чтобы повысить качество знаний учащихся, успеваемость?

Изучая психолого-педагогическую литературу на эту тему, я пришла к выводу, что самым оптимальным методом в обучении русскому языку и литературе является технология внутриклассной дифференциации Н.П. Гузика.

Н.П. Гузик свою систему назвал «комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную систему обучения по уровням и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: лекции, комбинированные семинарские занятия с углублённой проработкой темы, обобщением и систематизацией, межпредметным обобщением, практикумы.

Так как все учащиеся неодинаково развиваются, в классах появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле ЗУН.

В соответствии с данной методикой, я поделила класс на три группы и три типа дифференцированных заданий.

Между этими типами заданий существует преемственность: по каждой теме – обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Задания для третьей группы – это базовый стандарт, минимальный, или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Провожу инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание. Задания третьей группы должен уметь выполнять каждый ученик в классе.

Задания второй группы, в соответствии с программой Н.П. Гузик – аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приёмами умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Здесь, кроме конкретных заданий, вводятся дополнительные сведения.

Задания первой группы – творческий, или продуктивный, уровень, поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет учащимся проявлять себя в дополнительной самостоятельной работе.

В связи с этим домашние задания тоже дозируются.

Домашние задания для третьей группы соответствуют обязательным результатам обучения (параграф учебника и упражнение); для второй группы предполагается включение дополнительных заданий из учебника (параграф, упражнение, дополнительное задание к упражнению); для первой группы – задания из вспомогательной учебно-методической или научной литературы, упражнение и дополнительное задание к упражнению.

Каковы же задачи, которые должен реализовать учитель на протяжении всего урока?

1. Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействуя реализации учебных программ.

2. Развивать логическое мышление.

3. Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Учащиеся первой группы получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы ученики работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщённые выводы.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

Третья группа нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.

Так как уровень усвоения знаний неодинаков у всех учащихся, задания составляются по трём уровням на всех этапах урока:

3 – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют упражнения по образцу;

2 – аналитико-синтетический, учащиеся используют ранее полученные знания, пользуются ими в изменённой ситуации, применяют логические цепочки, но знания в новой ситуации пока применить не могут;

1- продуктивный, учащиеся получают прочные знания и пользуются ими, обеспечивая высокий уровень обобщения, творчески используют знания в новой ситуации, выявляя причинно-следственные связи.

Это тоже даёт положительные результаты. Учащиеся первой группы пытаются выполнить задания второй, а второй группы – первой. Следовательно, создаются условия для развития потенциальных возможностей. Но главное условие, каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал, поэтому уровневая дифференциация учитывает не только интеллектуальные способности учащихся, но и его интересы. По этой технологии в течение всего урока организуется работа так, чтобы ни одна минута не пропала. Работа ведётся не только с учебником, но и с дополнительной литературой, картинами, схемами, карточками-заданиями.

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. Это повышает учебную мотивацию каждого ученика.

На этапе закрепления всегда продумывается, какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении, как их разнообразить, в какой форме, каким учащимся предложить помощь. Закрепление организуется на трёх уровнях, в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения учебного материала.

Домашние задания записываются на доске для каждой группы, но учащиеся выбирают сами, какие задания выполнять. Учитель всегда уверен, что домашнее задание выполнят все ученики, но в соответствии со своими способностями и возможностями. Следовательно, работа по такой технологии не приводят к неуспеваемости, у учащихся не падает интерес к знаниям. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждого ученика может решаться только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Анализ результатов работы уровневой дифференциации отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников, но и представляют основу для корректировки и дальнейшего совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических трёхуровневых срезов. Полученный результат отражает уровень обученности и качества обучения каждого ученика и класса; в целом организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН. Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достигать более высокого уровня внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика. То есть стабильно повышается рост качества обученности. Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательна активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x