Статья Доклад " Сохранение контингента обучающихся в ДШИ". Автор: Казакова Елена Викторовна

Автор: Казакова Елена Викторовна
Доклад рассматривает все проблемы по сохранению контингента обучающихся в ДШИ.


Автор: Казакова Елена Викторовна

 

ДОКЛАД

 


«Сохранение контингента обучающихся в ДШИ.

 

Проблемы и пути решения.»

 

 

 

 

Выполнила

преподаватель театрального отделения

Казакова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБУДО «ДШИ п.г.т. Шерловая Гора» 2019год.



   Проблема сохранения контингента в детской школе искусств всегда была и остается актуальной. И в наши дни, к сожалению мы часто слышим от преподавателей- фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению,  в нынешних условиях детскую школу искусств легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают  случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться. 


Причина первая.  Слабые музыкальные, театральные, художественныеокальные данные. 

       Поступающих в детскую школу искусств детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет  продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, интересно, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило,  не бросают  обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия  набора в ДШИ не предполагают отбора по музыкальным, художественным, театральным, вокальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией детская школа искусств воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры,  отсутствует мотивация на обучение и на труд. 

       У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности детской школы искусств. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в детскую школу искусств.  Принимая детей без выраженных творческих данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе. (Секции, консультации, выносные уроки и т.д.)

       Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети  не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать в ДШИ, где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних .Учащимся не хватает внимания, сосредоточенности,упорства, временитсюда раздражительность, утомляемость, перевозбудимость учащихся, что мешает развитию и здоровью детей.

Причина третья.  Приоритеты. 

       Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секцийружков,репетиторства и дома творчества, причём кружки по изучению английского языка, занятия танцами находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится  сокращать количество кружков, но выбор, увы,  часто оказывается не в пользу детской школы искусств. 

Причина четвертая. Слабое здоровье.

       Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДШИ и не всегда доходят до выпускного класса.

        Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)?  В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыкантаудожника,театрала катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы — администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы. 


       Создание имиджа школы.  Цель руководства школы и педагогического коллектива — целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае — на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ.  Из чего складывается имидж? Фундамент — это базовая идея учреждения — те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж — восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж — отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж — эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов, победы и успехи в различных конкурсах ,газетные статьи.

       Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

       Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию.  Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка. Преподаватель просто обязан сообщать о всех достижениях и неудачах своего ученика, поддерживать непосредственную связь с каждым родителем.
       Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса,  отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного  образования, агитировать за престижность обучения музыке ,живописи, театра, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы,  объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального, художественного и театрального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x