"Домашняя игротека для детей и родителей."

Автор: Кочкарева Наталья Валентиновна

         Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром. Мир так широк и многогранен, что ребенку необходим проводник, который вовремя направит его, подскажет, поможет. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть с ним дома, теперь она может спокойно работать, а её малыш отправляется в детский сад. С этого момента начинается будничная суета: мама с папой разрываются между домом, работой и детским садом. И, как следствие, вся семья испытывает дефицит времени общения с ребенком. Где взять это время, когда успеть поиграть или позаниматься с ребенком интересным делом, если маму ждут уборка, стирка, поход в магазин за продуктами? А ведь все очень просто, надо только правильно подойти к решению этой проблемы. Прислушайтесь к советам педагогов, которые помогут вам совместить несовместимое и, самое главное, научат быть «вместе с детьми», научат быть ближе к ним.
        Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

         Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Для занятий по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

Домашняя игротека для детей и родителей

Игры по дороге в детский сад.

«Учим цвета» 

         Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

«Сосчитай» 

          Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание. 

«Игры на кухне»

         Значительную часть времени родители и дети могут проводить на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и навыки. Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.

           Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется! Например можно сделать ёжика. Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик. 

           Будем играть в слова на кухне. Как одним словом назвать прибор, который рубит мясо? (мясорубка), режет овощи? (овощерезка), варит кофе? (кофеварка), выжимает сок? (соковыжималка), мелет кофе?

(кофемолка). Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный), вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается гранатовый сок? Сортируем овощи и фрукты. Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме, можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра. 

           Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей. Можно поменяться с ребенком ролями. Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка ощупать и определить каждый из них. Из мелких сушек, нанизанных на нитку, могут получиться отличные бусы и браслеты. 

          Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. 

         Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или посчитать их и т.д. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге.

«Игры в ванной комнате». 

         Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы или бумажного листа делаем кораблики. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях, качаем на волнах. 

       Игра «Тонет – не тонет». Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть. Используя пластмассовое ведерко или тазик, налейте воду и предложите ребенку определить, сколько воды содержится в нем. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями

«много – мало», «полное – пустое», «половина». В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или резиновыми шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать цвет, форму, посчитать. Сделать из проволоки колечко с ручкой, приготовить мыльный раствор и пускать с ребенком мыльные пузыри.

Игры, способствующие развитию памяти

«Где спрятана игрушка?»

         Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую–нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку. Игру можно усложнить: 1) убрать ящички на более длительное время; 2) увеличить количество ящичков; 3) заменять игрушки; 4) спрятать 2, а потом и 3 игрушки. 

«Какой игрушки не хватает?»

        Поставить перед ребенком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить: 1) увеличить количество игрушек; 2) ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра может восприниматься ребенком как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2 – 3 раза в неделю.

Игры, способствующие развитию внимания

«Найди игрушку»

           Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь. 

«Добавь слово» 

            В игру можно играть всей семьей или вдвоем. Мама называет какую-нибудь игрушку. Папа повторяет это слово, и добавляет какое – либо свое. Ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

«Наоборот» 

         Много – мало Друг - враг 

Тихо – громко Жар - холод

Темно – светло Жизнь - смерть

Далеко – близко Награда - наказание

Вредно – полезно Правда – ложь, обман

Горячо – холодно Почет - позор

Медленно – быстро Труд - лень

Внутри – снаружи Узкий - широкий

Высоко – низко Старый - молодой

Вместе – отдельно Чистый - грязный

Глубоко – мелко Твердый - мягкий

Ласково – грубо Больной - здоровый

Смех – плач Длинный – короткий

Начало – конец Худой – толстый

Шум – тишина Трусливый - храбрый

Горе – радость Кислый - сладкий

Богатство – бедность Сытый - голодный

Мир – ссора Злой – добрый 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x