Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная образовательная программа " В ритме здоровья" | Гуйванская Ольга Борисовна. Работа №239031

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гуйванская Ольга Борисовна
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Красноярский детский дом «Родничок»

 

ИНН 2462018983, КПП 246201001, ОГРН 1022402062000

660069, г. Красноярск, ул. Московская, д.6а

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по танцевально-игровой, оздоровительной гимнастике

для детей дошкольного возраста

«В ритме здоровья»

 

 

Воспитатель: Гуйванская Ольга Борисовна

Образование: КГПУ им. В.П.Астафьева. Специальность: «Учитель технологии и предпринимательства»

Возрастная группа: 3-7 лет

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Актуальность проблемы поиска современных форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, стремление сделать работу с дошкольниками более разнообразной и эмоциональной подвела к необходимости создания дополнительной общеразвивающей программы по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Актуальность программы также обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, ее самореализации, осознание ребенком собственной индивидуальности.

Очень важно, что данная программа посвящена и экологическому воспитанию детей: с помощью сказок, игр, стихов и увлекательных заданий ребята научатся бережно обращаться с природой, приобретут все необходимые знания об окружающем мире, а также разовьют свои творческие способности.

В программе представлена концепция интеграции эстетического, физического и экологического образования дошкольников.
Теоретической основой создания настоящей программы являются игры и упражнения из программ:

Фирилева

Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Танцевально

– игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

Фирилева

Ж.Е. Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец» ФИТНЕС-ДАНС»

Ирина

Недомеркова

: Физическое развитие детей. Планирование двигательной деятельности на год. ФГОС ДО

Попова, Горбатенко, Кардаильская: Физкультурно-оздоровительная работа в ДО. Планирование, занятия, комплексы, спортивно-досуг. ФГОС ДО

Лопатина А.А.,

Скребцова

М.В «

Экологическое воспитание дошкольников»

И.А. Лыкова, Н.А. Рыжкова «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» 2012г.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному, экологическому воспитанию в дошкольном учреждении. В программе «В ритме здоровья» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-игровая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:игроритмика, игрогимнастика и игротанец.

Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы является поддержание, укрепление и восстановление организма ребенка через его творческую активность на основе традиционных и нетрадиционных форм оздоровления. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1. Укрепление здоровья:

-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

-формировать правильную осанку;

-содействовать профилактике плоскостопия;

-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно сосудистой и нервной систем организма.

 

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

-содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

-развивать мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

-развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

-формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку,

-развивать умение эмоционально выражать свои чувства,

-способствовать раскрепощенности и проявлению творчества в движениях;

-развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся с детьми 6-7 лет два раза в неделю из расчета 68 часов в год. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут. Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые, подгрупповые.

При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности, физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Для достижения цели образовательной программы использовались следующие основные принципы:

наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

 

Требования, предъявляемые к занимающимся,

по освоению знаний, умений и навыков программы «В ритме здоровья»

По окончании обучения занимающиеся должны знать правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеть навыками по различным видам передвижений по залу и приобретут определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Должны уметь передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.) и владеть основными хореографическими упражнениями по данной программе. Свободно исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике.

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

1.«Музыкальное развитие»: музыкально-ритмические движения, танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

2.«Физическое развитие»: строевые, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, развитие опорно – двигательного аппарата.

3.Математика: ориентировка в пространстве и относительно себя, количественный счёт.

4.«Познаю мир»: знакомство с явлениями живой и не живой природы. Особенности и повадки животных и птиц.

5.«Моральное развитие»: формирование волевых качеств.

 

 

 

Режим занятий, наполняемость групп

Этап обучения

возраст

Кол-во детей в группе

Кол-во учебных часов в неделю(мин)

Продолжительность учебных занятий (мин)

1 год

3-4 лет

3-4

30

15

2 год

4-5 лет

4-5

30-40

15-20

3 год

5-6 лет

5-6

40-50

20-25

4 год

6-7 лет

6-8

50-60

25-30

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ «В ритме здоровья»

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «В ритме здоровья». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Раздел «Игротанцы» направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению обшей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта. Сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками через счет и наоборот. Гимнастическое дирижирование — тактирование на музыкальный размер 2/4. Выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.

2. ИГРОГИМНАСТИКА.

2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге по ориентирам. Перестроение из одной шеренги в несколько уступами по образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две, три колонны по выбранным водящим.

2.2. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнения без предмета. Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев. Комбинированные упражнения в седах и положении лежа. Сед «по-турецки». Прыжки на двух ногах.

Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с лентой (элементы классификационных групп).

2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Посегментное расслабление рук на различное количество счетов. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя. Потряхивание ногами в положении стоя. Свободный вис на гимнастической стенке. Дыхательные упражнения в имитационных и образных движениях. Упражнения на осанку в седе и седе «по-турецки».

2.4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе и седе на пятках. Перекаты вправо и влево из группировки в седе на пятках с опорой на предплечья. Переход из седа в упор стоя на коленях. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

3. ИГРОТАНЦЫ.

3.1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры.

3.2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах, кик-движение. Шаг с подскоком. Русский попеременный шаг. Шаг с притопом. Русский шаг-припадание. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

3.3. Ритмические и бальные танцы «Современник», «Макарена», «Полька», «В ритме польки», «Русский хоровод», «Падеграс», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка», «Модный рок», «Артековская полька», «Давай танцуй».

4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Специальные композиции и комплексы упражнений «Зарядка», «Всадник», «Ванечка-пастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака» (упражнения с ленточками), «Приходи, сказка», «Бег по кругу», «Черный кот».

5. ИГРОПЛАСТИКА. Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях, со стихами и речитативами.

7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ. Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «К своим флажкам», «Гулливер и лилипуты», «Волк во рву», «Группа, смирно!», «Музыкальные змейки», «Пятнашки».

Игры на определение динамики и характера музыкального произведения, типа заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Искатели клада», «Путешествие на Северный полюс», «Приходи, сказка», «Путешествие в Спортландию», «Пограничники», «Цветик-семицветик», «Клуб веселых человечков», «Маугли».

10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. Музыкально-творческие игры «Бег по кругу».

Специальные задания «Танцевальный вечер».

 

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ. Содержание программы «В ритме здоровья» представлено поурочным планированием учебного материала. В большинстве своем каждое занятие рассчитано на два часа, например: 1-2; 3-4; 5-6 и т. д. Основа учебной программы — в ее вариативности, единстве обучения, воспитания и решения оздоровительных задач.

Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим возможностям занимающихся.

Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию ребенка, занятия составляют единую систему обучения и отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий.

Структура проведения занятий по танцевально-игровой гимнастике — общепринятая, и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие — это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения основных задач. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка — его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Для решения задач подготовительной части занятия в учебно - тематическом планировании представлены следующие средства танцевально-игровой гимнастики: игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, игротанцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы - несложные по координации или хорошо изученные), а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам подготовительной части занятия.

Основная часть длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.

На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия могут входить все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.

Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени. В том случае если в основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части проводятся музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия проводятся в музыкальном зале. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

1

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, компакт – диски

1

2

АТРИБУТЫ:

кегли, обручи, мячи разных размеров, скакалки, гимнастические палки, обручи, пособия для упражнений на дыхание, погремушки, платочки, шарфики, косынки.

По количеству занимающихся

3

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОВРИКИ

 

4

СТЕП - СКАМЕЙКИ

 

5

ДЕКОРАЦИИ (для проведения сюжетных занятий)

 

6

КОСТЮМЫ

 

7

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, ЭМБЛЕМЫ, ЖЕТОНЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алямовская

В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка.- М.,1993.

Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 1997.

Бодраченко

И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3- лет. М.: Айрис – пресс, 2009. – 144с.

Барышникова Т.К. Азбука хореографии. СПб, 1996г.

Бекина

С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет. 1983

Васильева Т.К. Секрет танца. СПб

.,

1997.

Герела

Н.Ф. Дыхание, движение, Самомассаж. Методика оздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.-Л.,1991.

Гимнастика. Под ред. И.М.

Коряковского

.

Л.П.Орлова

,

Л.Д.Штакельбурга

- 1940

Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений под ред. М.Л.

Журавина

, Н.К. Меньшикова и др.-М.,2001

Дубровский В.И. Лечебная физкультура: Учебник для вузов. – 1999

Казакевич Н.В. Сайкина Е.Г. ,

Фирилева

Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. СПб , 2001.

Казьмин

В.Д. Дыхательная гимнастика. Серия «Панацея». Ростов н\Д., 2000

Кольцова М.М.

Рузина

М.С. Ребёнок учиться говорить. Пальчиковый

игротренинг

. СПб, 1998.

Кечетжиева

Л.Ванкова

М.Чипрянова

М. Обучение детей художественной гимнастике. М., 1985.

Конорова

Е.В. Ритмика.- М., 1947.

Конорова

Е.В Методическое пособие по ритмике

.-

М.,1972.

Коротков И.М. Подвижные игры детей.-М., 1987

Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пластика.- Минск, 1987

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –Ярославль 1997.

Нестерюк

Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. «ДТД», 1993

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

Страковская

В.Л.300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет

.-

М.,1994.

Тюрин,

Аверкий

. Самомассаж.- СПб

.,

Москва Минск, Харьков 1997.

Фирилева

Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Танцевально

– игровая

гитнастика

для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб

,

«Детство-Пресс», 2007

Шарманова

С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие/ Под ред.

А.И.Федорова

. – Челябинск, 1996.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×