Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный конструктор»

Автор: Гребенюк Любовь Витальевна

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Волшебный конструктор»

 

 

 

 

                                                                   Срок реализации 1 года.

                                                                Год разработки: 2015

                                                                                            Возраст детей: 4-5 лет.

                                                                                           Автор: Гребенюк Любовь Витальевна

                                                                                 Воспитатель  высшей категории

 

 

 

 

                                                       г. Ялуторовск

 

 

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Разделы программы

Номер страницы

I

 

Пояснительная записка

 

3

 

II

 

Учебно - тематический план дополнительной общеразвивающей  программы

4

 

III

 

Содержание программы 

9

IV

Годовой календарный учебный график

12

V

Организационно-педагогические условия реализации программы

12

VI

Планируемые результаты

12

VII

Оценочные и методические материалы

- формы контроля

- критерии отслеживания усвоения программы

- условия реализации программы

- литература

13

13

13

13

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

 

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма в дальнейшем. Поэтому данная программа носит развивающий характер.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В процессе конструирования повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.

Новизна, актуальность.  

У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты.

         Кружок «Волшебный конструктор» - основан на совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. Кружок работает 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.
Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Конструктивная деятельность у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Именно поэтому мной был выбран кружок « Волшебный конструктор»

Программа разработана с учетом основных принципов:

- принцип доступности позволяет создавать постройку по образцу;

- принцип индивидуальности предполагает научить детей строить постройки  на уровне индивидуальности каждого ребенка;

- принцип последовательности позволяет решать все задачи «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными особенностями детей;

-принцип результативности обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения.

Цель работы :  Развитие, конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Задачи:  Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус

.Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.

Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.

Создать условия для положительных эмоций.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

 

      

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЫ

 

октябрь.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Домики

1

1

учить детей анализировать иллюстрацию постройки, упражнять в сооружении прочных построек, делая перекрытия из  длинных кирпичиков, развивать конструкторские навыки

С.47

2

Заборчики

1

1

учить детей анализировать образец, рассказывать о том, из каких деталей он построен. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур, различении и назывании геометрических фигур. Закрепить название строительных деталей, воспитывать интерес к занятию конструированием.

С.48

3

Я умею строить из конструктора

 

1

предложить детям соорудить любые заборчики из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес.

 

4

Сарайчики и гаражи

1

1

познакомить детей с новой деталью – пластиной, сравнить ее с кирпичиком. Продолжать учить устанавливать кирпичики вертикально и горизонтально, делать перекрытия. Учить анализировать образец постройки, воспроизводить конструкцию по образцу. Воспитывать настойчивость в достижении результата.

С.49

 

                                        Ноябрь.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1.

Трамвай

1

1

упражнять в конструировании транспорта по иллюстрации, по словесной инструкции. Познакомить детей с полуцилиндром, сравнить его с цилиндром. Побуждать к поиску собственных решений, воспитывать познавательный интерес.

С.51

2\3.

Мосты

2

2

дать детям представление о мостах, их назначении, строении. Продолжать учить анализировать образец, выделять и называть части моста (опоры, перекрытия, спуск). Воспитывать интерес к занятию конструированием

С. 52-53

4

автобус

1

1

упражнять в конструировании транспорта по памяти, побуждать к поиску собственных решений, развивать конструкторские способности. Воспитывать интерес к конструированию

 

 

 

Декабрь.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Я строитель

 

1

предложить детям соорудить любые постройки из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес.

 

2

Будка для собаки

1

1

Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме

С.55

3

Гирлянды на ёлку

1

1

Предложить сделать гирлянду для елки

С. 131

4

«Ёлочка» (по образцу)

1

1

Предложить сделать елочку к празднику

 

 

                                                                       Январь.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Вагон из бумаги

1

1

Прямоугольные листы бумаги, дополнительные детали для вагончиков

С.56

2

Двухэтажный дом

1

1

продолжать учить детей анализировать иллюстрацию, воспроизводить постройку по иллюстрации. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, соблюдая последовательность действий. Побуждать детей к речевому и игровому общению, воспитывать дружелюбие

С.56

 

 

Февраль.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Я строитель

 

1

предложить детям соорудить любые постройки из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес.

 

2

Теремки.

1

1

упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, учить сооружать надстройки на перекрытиях. Продолжать учить убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения. Воспитывать самостоятельность

С.117

3

Самолёты

1

1

дать детям элементарные представления о самолетах, их видах, назначении, строении. Упражнять в конструировании самолетов по образцу. Воспитывать интерес к конструированию.

122

4

Машины (грузовик)

1

1

дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, в анализе образца, в преобразовании конструкции по заданным условиям. Дать представление о цилиндре и его свойствах. Воспитывать умение находить собственное решение.

С.119

       

 

                                             Март

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Салфетка в подарок маме

1

1

Предложить сделать маме подарок

С. 132

2

Пригласительный билет.

1

1

Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет.

С. 54

3

Выкладывание фигур

1

1

учить детей составлять декоративный узор из плоских геометрических фигур, располагая фигуры на плоскости по образцу. Развивать зрительную память, конструкторское мышление

С.140

4

«Разные корабли»

1

1

упражнять детей в строительстве кораблей из различных видов конструкторов, вспомнить основные части корабля. Побуждать к поиску собственных решений, развивать конструкторские способности. Воспитывать интерес к конструированию.

 

 

Апрель.

 

         Тема занятия

Кол-во часов

задачи

примечания

Тео-рия

Прак-

тика

1

Мебель для детского сада

1

1

продолжать учить воспроизводить постройки по иллюстрации, учить сравнивать прямоугольник и кирпичик, находить общее и выделять различия, соотносить их по размеру. Развивать конструкторские навыки, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

С.118

2

Кораблики

1

1

дать детям представление о разных видах судов, их частях (нос, корма, днище, палуба). Упражнять в анализе образца, воспроизведению постройки по образцу. Воспитывать самостоятельность.

С.121

3

Конструируем из палочек

1

1

Предложить выложить из счетных палочек различные предметы

С.140

4

Диагностическое занятие

1

1

Продиагностировать знания и умения детей

 

 

           

                                             Итого 26 ч.

                                                                       

II.                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

 

№ занятия

Тема

Материал

Методы и приемы

Октябрь

1

Домики

иллюстрация домика, соответствующие детали, игрушки для обыгрывания

рассматривание иллюстрации , анализ, вопросы, игра

2

Заборчики

«Чудесный мешочек» со строительными деталями, 2-3 готовых образца построек забора, листы картона разной формы, соответствующие

игра «Узнай деталь на ощупь», рассматривание, анализ образца, упражнение, обыгрывание построек.

3

Ворота «Я умею строить из конструктора»

конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

4

Сарайчики и гаражи

детали на каждого ребенка

детали по выбору детей, мелкие игрушки для обыгрывания

беседа, напоминание, вопросы, игра

ноябрь

1

Трамвай

иллюстрация трамвая, соответствующие детали

рассматривание иллюстраций, сравнение, вопросы, упражнение

2-3

мосты

образец постройки, детали, соответствующие образцу, маленькие машинки

рассматривание иллюстраций, образца, анализ, вопросы, игра

4

автобус

детали по выбору детей, мелкие игрушки, матрешки

беседа, напоминание, поощрение, игра

декабрь

1

Я строитель

конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания.

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

2

Будка для собаки

детали по выбору детей, мелкие игрушки,

беседа, напоминание, поощрение, игра

3

Гирлянды на ёлку

Полоски разноцветной бумаги, клей

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

4

«Ёлочка» (по образцу)

Цветная бумага, ножницы, клей

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

январь

1

Вагон из бумаги

Цветная бумага, ножницы, клей

рассматривание иллюстрации анализ, вопросы, игра

2

Двухэтажный дом

иллюстрация домика, соответствующие детали, мелкие игрушки

рассматривание иллюстрации анализ, вопросы, игра

февраль

1

Я строитель

конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания.

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

2

Теремок

иллюстрации к сказке «Теремок», детали по выбору детей, мелкие игрушки животных

рассматривание иллюстраций, вопросы, напоминание, игра

3

Самолёты

образец постройки, соответствующие образцу детали, мелкие игрушки для обыгрывания

рассказ воспитателя, рассматривание образца, напоминание, игра

4

Машины (грузовик)

образец грузовика, соответствующие детали, бросовый материал для груза

рассматривание, анализ образца, сравнение, вопросы, упражнение

март

1

Салфетка для мамы

Цветная бумага, ножницы, клей

рассматривание образцов, анализ, вопросы,

2

Пригласительный билет.

Цветная бумага, ножницы, клей

рассматривание образцов, анализ, вопросы,

3

Выкладывание фигур

геометрические элементы конструктора, образцы узоров

рассматривание образцов, анализ, вопросы, напоминание

4

«Разные корабли»

различные виды конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания

беседа, напоминание, инд. помощь, игра

апрель

1

Мебель для детского сада

иллюстрации построек, кирпичики трех размеров, соответствующие им прямоугольники, кубики, полукубы

рассматривание иллюстраций сравнение, вопросы, инд. помощь

2

кораблики

иллюстрации судов, образец постройки, соответствующие детали, плоскостные модели днищ для обстраивания, мелкие игрушки

рассматривание иллюстраций, образца, анализ, вопросы, игра, худ.слово

3

Конструируем из палочек

Счетные палочки,

картинки с образцами

беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра.

4

Диагностическое занятие

Различные виды конструктора, бросовый материал, игрушки

рассматривание иллюстраций, вопросы, напоминание, игра беседа, напоминание, поощрение, игра

 

                      IV. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

месяц

Количество часов

Октябрь

4

Ноябрь

4

Декабрь

4

Январь

2

Февраль

4

Март

4

Апрель

4

Итого

26

 

V. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система занятий построена так, чтобы развивать у детей творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус а также развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза. Совершенствовать коммуникативные навыки.

 

Формы и режим занятий.

Для реализации программы используются следующие формы работы: организованное обучение: занятия, в совместной деятельности (взрослый-ребенок): игра, в самостоятельной деятельности детей: игровые упражнения.

Занятия проводятся со всей группой детей, один раз в неделю длительностью 20 мин.

 

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  • Конструирует из строительного материала по собственному замыслу.
  • Создаёт простейшие постройки для игры из конструктора.
  • Проявляет творчество по созданию поделок из природного материала.

 

VII. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы определения результативности освоения дополнительной образовательной программы

Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года на основе наблюдения и практических заданий.

Критерии  усвоения программы.

 

Высокий уровень:  Ребенок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует по образцу и по собственному замыслу. При выполнении работ из бумаги аккуратен. Знает названия основных геометрических тел ( шар, куб, цилиндр).

 

Средний уровень:  Ребенок конструирует при помощи взрослого. Допускает ошибки при конструировании по образцу и по собственному замыслу. Работы из бумаги неаккуратны, но выполнены правильно. Допускает ошибки при назывании куба, цилиндра и шара.

 

Низкий уровень: Ребенок не может выполнить задание самостоятельно. Постоянно прибегает к помощи взрослого. Работы выполнены неправильно. Не различает куб, цилиндр, шар.

 

Условия реализации программы

Для проведения занятий имеются печатные ресурсы, демонстрационный и раздаточный материал :различные виды конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания постройки, бросовый материал, цветная бумага и картон, ножницы.

  ЛИТЕРАТУРА

1.      Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»

2.      Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду»

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x