Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный конструктор» ☼
Автор: Гребенюк Любовь Витальевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный конструктор»
Срок реализации 1 года.
Год разработки: 2015
Возраст детей: 4-5 лет.
Автор: Гребенюк Любовь Витальевна
Воспитатель высшей категории
г. Ялуторовск
Структура дополнительной общеразвивающей программы
№ | Разделы программы | Номер страницы |
I
| Пояснительная записка
| 3
|
II
| Учебно - тематический план дополнительной общеразвивающей программы | 4
|
III
| Содержание программы | 9 |
IV | Годовой календарный учебный график | 12 |
V | Организационно-педагогические условия реализации программы | 12 |
VI | Планируемые результаты | 12 |
VII | Оценочные и методические материалы - формы контроля - критерии отслеживания усвоения программы - условия реализации программы - литература | 13 13 13 13 13 |
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма в дальнейшем. Поэтому данная программа носит развивающий характер.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
В процессе конструирования повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.
Новизна, актуальность.
У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты.
Кружок «Волшебный конструктор» - основан на совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. Кружок работает 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.
Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Конструктивная деятельность у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Именно поэтому мной был выбран кружок « Волшебный конструктор»
Программа разработана с учетом основных принципов:
- принцип доступности позволяет создавать постройку по образцу;
- принцип индивидуальности предполагает научить детей строить постройки на уровне индивидуальности каждого ребенка;
- принцип последовательности позволяет решать все задачи «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными особенностями детей;
-принцип результативности обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения.
Цель работы : Развитие, конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Задачи: Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус
.Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Создать условия для положительных эмоций.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
октябрь.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1 | Домики | 1 | 1 | учить детей анализировать иллюстрацию постройки, упражнять в сооружении прочных построек, делая перекрытия из длинных кирпичиков, развивать конструкторские навыки | С.47 |
2 | Заборчики | 1 | 1 | учить детей анализировать образец, рассказывать о том, из каких деталей он построен. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур, различении и назывании геометрических фигур. Закрепить название строительных деталей, воспитывать интерес к занятию конструированием. | С.48 |
3 | Я умею строить из конструктора |
| 1 | предложить детям соорудить любые заборчики из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес. |
|
4 | Сарайчики и гаражи | 1 | 1 | познакомить детей с новой деталью – пластиной, сравнить ее с кирпичиком. Продолжать учить устанавливать кирпичики вертикально и горизонтально, делать перекрытия. Учить анализировать образец постройки, воспроизводить конструкцию по образцу. Воспитывать настойчивость в достижении результата. | С.49 |
Ноябрь.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1. | Трамвай | 1 | 1 | упражнять в конструировании транспорта по иллюстрации, по словесной инструкции. Познакомить детей с полуцилиндром, сравнить его с цилиндром. Побуждать к поиску собственных решений, воспитывать познавательный интерес. | С.51 |
2\3. | Мосты | 2 | 2 | дать детям представление о мостах, их назначении, строении. Продолжать учить анализировать образец, выделять и называть части моста (опоры, перекрытия, спуск). Воспитывать интерес к занятию конструированием | С. 52-53 |
4 | автобус | 1 | 1 | упражнять в конструировании транспорта по памяти, побуждать к поиску собственных решений, развивать конструкторские способности. Воспитывать интерес к конструированию |
|
Декабрь.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1 | Я строитель |
| 1 | предложить детям соорудить любые постройки из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес. |
|
2 | Будка для собаки | 1 | 1 | Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме | С.55 |
3 | Гирлянды на ёлку | 1 | 1 | Предложить сделать гирлянду для елки | С. 131 |
4 | «Ёлочка» (по образцу) | 1 | 1 | Предложить сделать елочку к празднику |
|
Январь.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1 | Вагон из бумаги | 1 | 1 | Прямоугольные листы бумаги, дополнительные детали для вагончиков | С.56 |
2 | Двухэтажный дом | 1 | 1 | продолжать учить детей анализировать иллюстрацию, воспроизводить постройку по иллюстрации. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, соблюдая последовательность действий. Побуждать детей к речевому и игровому общению, воспитывать дружелюбие | С.56 |
Февраль.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | ||
Тео-рия | Прак- тика | |||||
1 | Я строитель |
| 1 | предложить детям соорудить любые постройки из конструктора «Лего», сравнить детали строительного набора и детали конструктора, выяснить, чем они отличаются. Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. Воспитывать познавательный интерес. |
| |
2 | Теремки. | 1 | 1 | упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, учить сооружать надстройки на перекрытиях. Продолжать учить убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения. Воспитывать самостоятельность | С.117 | |
3 | Самолёты | 1 | 1 | дать детям элементарные представления о самолетах, их видах, назначении, строении. Упражнять в конструировании самолетов по образцу. Воспитывать интерес к конструированию. | 122 | |
4 | Машины (грузовик) | 1 | 1 | дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, в анализе образца, в преобразовании конструкции по заданным условиям. Дать представление о цилиндре и его свойствах. Воспитывать умение находить собственное решение. | С.119 | |
Март
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1 | Салфетка в подарок маме | 1 | 1 | Предложить сделать маме подарок | С. 132 |
2 | Пригласительный билет. | 1 | 1 | Развивать у детей фантазию, творчество, помочь развить игровой сюжет. | С. 54 |
3 | Выкладывание фигур | 1 | 1 | учить детей составлять декоративный узор из плоских геометрических фигур, располагая фигуры на плоскости по образцу. Развивать зрительную память, конструкторское мышление | С.140 |
4 | «Разные корабли» | 1 | 1 | упражнять детей в строительстве кораблей из различных видов конструкторов, вспомнить основные части корабля. Побуждать к поиску собственных решений, развивать конструкторские способности. Воспитывать интерес к конструированию. |
|
Апрель.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | примечания | |
Тео-рия | Прак- тика | ||||
1 | Мебель для детского сада | 1 | 1 | продолжать учить воспроизводить постройки по иллюстрации, учить сравнивать прямоугольник и кирпичик, находить общее и выделять различия, соотносить их по размеру. Развивать конструкторские навыки, умение самостоятельно выполнять последовательность действий. | С.118 |
2 | Кораблики | 1 | 1 | дать детям представление о разных видах судов, их частях (нос, корма, днище, палуба). Упражнять в анализе образца, воспроизведению постройки по образцу. Воспитывать самостоятельность. | С.121 |
3 | Конструируем из палочек | 1 | 1 | Предложить выложить из счетных палочек различные предметы | С.140 |
4 | Диагностическое занятие | 1 | 1 | Продиагностировать знания и умения детей |
|
Итого 26 ч.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия | Тема | Материал | Методы и приемы |
Октябрь | |||
1 | Домики | иллюстрация домика, соответствующие детали, игрушки для обыгрывания | рассматривание иллюстрации , анализ, вопросы, игра |
2 | Заборчики | «Чудесный мешочек» со строительными деталями, 2-3 готовых образца построек забора, листы картона разной формы, соответствующие | игра «Узнай деталь на ощупь», рассматривание, анализ образца, упражнение, обыгрывание построек. |
3 | Ворота «Я умею строить из конструктора» | конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
4 | Сарайчики и гаражи | детали на каждого ребенка детали по выбору детей, мелкие игрушки для обыгрывания | беседа, напоминание, вопросы, игра |
ноябрь | |||
1 | Трамвай | иллюстрация трамвая, соответствующие детали | рассматривание иллюстраций, сравнение, вопросы, упражнение |
2-3 | мосты | образец постройки, детали, соответствующие образцу, маленькие машинки | рассматривание иллюстраций, образца, анализ, вопросы, игра |
4 | автобус | детали по выбору детей, мелкие игрушки, матрешки | беседа, напоминание, поощрение, игра |
декабрь | |||
1 | Я строитель | конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания. | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
2 | Будка для собаки | детали по выбору детей, мелкие игрушки, | беседа, напоминание, поощрение, игра |
3 | Гирлянды на ёлку | Полоски разноцветной бумаги, клей | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
4 | «Ёлочка» (по образцу) | Цветная бумага, ножницы, клей | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
январь | |||
1 | Вагон из бумаги | Цветная бумага, ножницы, клей | рассматривание иллюстрации анализ, вопросы, игра |
2 | Двухэтажный дом | иллюстрация домика, соответствующие детали, мелкие игрушки | рассматривание иллюстрации анализ, вопросы, игра |
февраль | |||
1 | Я строитель | конструктор «Лего» (или другие виды конструкторов), мелкие игрушки для обыгрывания. | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
2 | Теремок | иллюстрации к сказке «Теремок», детали по выбору детей, мелкие игрушки животных | рассматривание иллюстраций, вопросы, напоминание, игра |
3 | Самолёты | образец постройки, соответствующие образцу детали, мелкие игрушки для обыгрывания | рассказ воспитателя, рассматривание образца, напоминание, игра |
4 | Машины (грузовик) | образец грузовика, соответствующие детали, бросовый материал для груза | рассматривание, анализ образца, сравнение, вопросы, упражнение |
март | |||
1 | Салфетка для мамы | Цветная бумага, ножницы, клей | рассматривание образцов, анализ, вопросы, |
2 | Пригласительный билет. | Цветная бумага, ножницы, клей | рассматривание образцов, анализ, вопросы, |
3 | Выкладывание фигур | геометрические элементы конструктора, образцы узоров | рассматривание образцов, анализ, вопросы, напоминание |
4 | «Разные корабли» | различные виды конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания | беседа, напоминание, инд. помощь, игра |
апрель | |||
1 | Мебель для детского сада | иллюстрации построек, кирпичики трех размеров, соответствующие им прямоугольники, кубики, полукубы | рассматривание иллюстраций сравнение, вопросы, инд. помощь |
2 | кораблики | иллюстрации судов, образец постройки, соответствующие детали, плоскостные модели днищ для обстраивания, мелкие игрушки | рассматривание иллюстраций, образца, анализ, вопросы, игра, худ.слово |
3 | Конструируем из палочек | Счетные палочки, картинки с образцами | беседа, рассматривание, сравнение, упражнение, игра. |
4 | Диагностическое занятие | Различные виды конструктора, бросовый материал, игрушки | рассматривание иллюстраций, вопросы, напоминание, игра беседа, напоминание, поощрение, игра |
IV. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
месяц | Количество часов |
Октябрь | 4 |
Ноябрь | 4 |
Декабрь | 4 |
Январь | 2 |
Февраль | 4 |
Март | 4 |
Апрель | 4 |
Итого | 26 |
V. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система занятий построена так, чтобы развивать у детей творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус а также развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются следующие формы работы: организованное обучение: занятия, в совместной деятельности (взрослый-ребенок): игра, в самостоятельной деятельности детей: игровые упражнения.
Занятия проводятся со всей группой детей, один раз в неделю длительностью 20 мин.
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Конструирует из строительного материала по собственному замыслу.
- Создаёт простейшие постройки для игры из конструктора.
- Проявляет творчество по созданию поделок из природного материала.
VII. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы определения результативности освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года на основе наблюдения и практических заданий.
Критерии усвоения программы.
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует по образцу и по собственному замыслу. При выполнении работ из бумаги аккуратен. Знает названия основных геометрических тел ( шар, куб, цилиндр).
Средний уровень: Ребенок конструирует при помощи взрослого. Допускает ошибки при конструировании по образцу и по собственному замыслу. Работы из бумаги неаккуратны, но выполнены правильно. Допускает ошибки при назывании куба, цилиндра и шара.
Низкий уровень: Ребенок не может выполнить задание самостоятельно. Постоянно прибегает к помощи взрослого. Работы выполнены неправильно. Не различает куб, цилиндр, шар.
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеются печатные ресурсы, демонстрационный и раздаточный материал :различные виды конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания постройки, бросовый материал, цветная бумага и картон, ножницы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
2. Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду»