Дополнительный раздел, к основной образовательной программы детского сада ☼
Автор: Москвина Оксана Валентиновна
Москвина Оксана Валентиновна, старший воспитатель,
МБДОУ детский сад «Алёнушка», п.Солнечный, Хабаровский край
Дополнительный раздел, к основной образовательной программы детского сада.
Характеристика воспитанников и семей детского сада.
МБДОУ детский сад «Алёнушка». Всего в ДОУ воспитывается 250 детей. Общее количество групп –12, общеразвивающей направленности. Общее количество детей, 6-летнего возраста, зачисленных на логопункт, составило 29 человек (подготовительные к школе группы).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения.
Сведения о воспитанниках
(по результатам предварительного комплектования) на 2015-2016уч.год.
№ |
Наименование групп № |
Количество воспитанников |
1. |
1 младшая группа (1.5 -3 г.) Группа № 1 |
18 |
2. |
1 младшая группа (1.5 -3 г) Группа № 2 |
16 |
3. |
1 младшая группа (1.5 -3 г) Группа № 6 |
16 |
4. |
2 младшая группа (3-4 л.) Группа № 4 |
21 |
5. |
2 младшая группа (3-4 л.) Группа № 8 |
20 |
6. |
средняя группа (4-5 г.) Группа № 10 |
23 |
7. |
средняя группа (4-5 г.) Группа № 13 |
21 |
8. |
средняя группа (4-5 г.) Группа № 14 |
23 |
9. |
старшая группа (5-6 л.) Группа №7 |
22 |
10. |
старшая группа (5-6 л.) Группа №9 |
27 |
11. |
подготовительная группа (6-8 л.) Группа № 11 |
20 |
12. |
подготовительная группа (6-8 л.) Группа № 12 |
23 |
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников МБДОУ
Возраст воспитан-ников |
Характеристики возрастных особенностей развития детей |
Ранний возраст |
|
1,5-3 года |
- мышление у детей носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций, - формируются представления о цвете, форме, размере предметов, речевые навыки, - формируются навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, - дети стремятся имитировать действия с различными орудиями труда и инструментами, способны переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. |
Дошкольный возраст |
|
3-4 года |
- мышление носит наглядно-образный характер (от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами), - сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка, чтобы освоить материал, дети должны практически действовать, - у детей активизируются речевые навыки за счёт расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предметов, - дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности. |
4-5 лет |
- у детей совершенствуется способность классифицировать предметы, проводить операцию сериацию, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме), - развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени, - речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события, - сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр. |
5-6 лет |
- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь, - происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме, - активно совершенствуется техника выполнения основных движений, - в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени. |
6–7 лет |
- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки, - мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме, - формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности, - формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная. |
Возраст воспитан-ников |
Характеристики индивидуальных особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи |
5 – 8 лет |
- имеют речевую аномалию при сохранном интеллекте и слухе, - у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне, - нарушена произносительная сторона речи, - дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух. |
Социальный статус родителей
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Статус семьи |
Количество семей |
Полные семьи |
190 |
Неполные семьи |
45 |
Многодетные семьи |
23 |
Опекуны |
4 |
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
Современная социокультурная ситуация развития ребенка в ДОО
Контрастный климат дальневосточного края предполагает сокращения длительности прогулок, а иногда и отмены её т.к. зимы в регионе суровые и морозные. В зимний период выпадает большое количество осадков, иногда толщина снежного покрова достигает 2 м., отсюда затяжная весна, снега тают постепенно. Лето в регионе достаточно теплое, однако часто здесь выпадают муссонные дожди, при засушливости летнего периода, появляется задымлённость.
При благополучных климатических условиях МБДОУ тесно сотрудничает с культурно – массовыми объектами: поликлиника, РДК «Солнечный», СОШ №3, ЦДЮТ,СЮН, библиотека, музей краеведческий.
На первом месте для воспитателей дошкольной организации стоит здоровье детей (64,8 %); на втором месте – воспитание (51,3 %); на третьем – успешная профессиональная деятельность (46,4 %); на четвертом – гармония в супружеских отношениях (42,7 %); пятое-шестое места занимают, соответственно, полноценное общение с друзьями (30,3 %) и достижение материального благополучия (27,5 %). Каждый второй воспитатель (48,9 %) отмечает, что общение с детьми дошкольного возраста побудило его пойти работать в детский сад. Этот факт свидетельствует о том, что именно ценностная установка на общение с маленькими детьми определяет выбор данной профессиональной деятельности у половины воспитателей. Таким образом, ведущим мотивом является содержательный интерес: общение с ребенком выступает не только как жизненная, но и как профессиональная ценность.
Родители дошкольников заняты просмотром телевизионных передач, работой и интернет-играми, детям покупают большое количество игр и игрушек; таким образом, ребенку становится доступна агрессивная информация.
Исследование микроклимата в семьях воспитанников показывает, что семью с ребенком дошкольного возраста волнует многое:
• ребенок слишком много времени проводит перед телевизором и компьютером, вместо детских песенок поет рекламные слоганы и компьютерную озвучку;
• драчливость, грубость по отношению к старшим, неусидчивость;
• капризы;
• упрямство;
• состояние здоровья ребенка;
• нервозность и плаксивость ребенка.
Общение специалистов дошкольной организации с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно как можно раньше начать его учить чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Реализовать цель достижения высокого уровня готовности к школе можно лишь создав условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, развития его уникального потенциала. Родителям важно понять, что в этот период необходима не акселерация, а расширение детского развития – обогащение содержания специфических детских форм игровой, художественно-продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. В семейном воспитании важно учитывать психологические особенности данного возраста, его уникальные возможности для развития социальных чувств, связывающих ребенка с другими людьми, для совершенствования свойственных дошкольнику образных форм познания. Это тот вклад, который вносит дошкольный возраст в общую «лестницу» психического развития.
Условия, созданные в дошкольной организации.
Кабинет заведующего детским садом - Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями. Содержание работы в ДОУ. Ведение нормативно-правовой документации.
Методический кабинет – оказание практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и обучения.
Для развития детей, укрепления их здоровья в детском саду имеется: музыкальный и физкультурный залы. Используются новые формы и методы проведения коррекционно-воспитательной работы, направленной на развитие творческих, умственных и физических способностей дошкольников, создание психологически комфортной обстановки в группах, привлечение родителей к активному участию в педагогической и воспитательной деятельности.
Кабинет психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Кабинет логопеда Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
Медицинский кабинет является структурным подразделением ДОУ осуществляющим организацию, контроль и анализ деятельности ДОУ по реализации программ гигиенического обучения и воспитания, профилактике заболеваний среди воспитанников, а также пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди работников ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Структура управленческой модели дошкольной организации.(СХЕМА)
|
Заведующий детским садом: обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, родителями.
Управляющий совет: формирует среди населения понимание значимости качества полученного образования для определения дальнейшего социального статуса гражданина; осуществляет поиск дополнительного финансирования детского сада в первую очередь за счет добровольных пожертвований родителей и других лиц, реализует государственную политику в области образования.
Педагогический совет: определяет стратегии развития и функционирования образовательного учреждения; участвует в организации образовательного процесса образовательного учреждения; осуществляет контроль расходования средств, являющихся собственностью ДОУ; содействует созданию в образовательном учреждении оптимальных условий для развития социального партнерства участников образовательного процесса.
Старший воспитатель: мобилизует и сопровождает педагогов в решении различных задач; организует просветительскую работу для родителей.
Психолого-медико-педагогическая служба: осуществляет обнаружение и раннюю диагностику отклонений в развитии детей и/или состояний декомпенсации; обеспечивает профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявляет резервные возможности развития воспитанника; определяет характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в детском саду возможностей.
Педагог-психолог: создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада; оказывает помощь воспитателям, родителям, педколлективу в решении конкретных проблем; формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников, родителей.
Воспитатели: содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка; осуществляют помощь воспитанникам в образовательной деятельности; способствуют обеспечению уровня их подготовки в соответствии с требованиями программы; работают в тесном контакте со старшим воспитателем, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).
Старшая медицинская сестра: осуществляет консультативно-просветительскую работу с педагогами, родителями; оказывает необходимую помощь администрации и педколлективу в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части: организует материально-техническое снабжение педагогического процесса)
Профессиональные компетенции педагогов
Сведения о педагогических кадрах ДО.
По уровню образования: Воспитатели ДОУ
высшее (не педагогическое) |
высшее педагогическое |
среднее специальное |
16/59% |
11/41% |
По стажу работы:
до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 20 лет |
от 20 и выше |
4/15% |
4/15% |
5/19% |
14/52% |
Аттестация педагогических работников ДОУ
высшая категория |
первая категория |
вторая категория |
соответствует занимаемой должности |
Без категории |
Молодые специалисты |
2/7% |
8/30 % |
2/7% |
11/41% |
3/11% |
1/4% |
Педагоги проводят открытые просмотры образовательной деятельности, мастер классы для педагогов ДОУ района, слушателей курсов повышения квалификации. Коллектив интенсивно входит в мир компьютера и Интернета, 25% посещают вебинары по интересующимся их темам, заводят персональные страницы, блоги. Многие педагоги в своей работе с детьми используют самостоятельно созданные презентации по различным направлениям и темам, активно принимают участие на различных педагогических форумах. Участвуют в районных, межрайонных, краевых, всероссийских и общенародных конкурсах.
Особенности осуществления образовательного процесса в ДОО.
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.
2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это детские виды деятельности (игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах); двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, разговор, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и др.
6. Применяются опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
7. Мотивы образования – интерес детей к определенным видам деятельности.
8. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора: участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы в соответствии с учетом потребностей и интересов детей. Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов; подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания; планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы); выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий); планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:
• использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом личностных особенностей детей и требований к межгрупповому взаимодействию;
• проектирование характера взаимодействия детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
• использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалогах «ребенок–педагог» и «ребенок – дети».
Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы, внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.