Дополнительный раздел, к основной образовательной программы детского сада

Автор: Москвина Оксана Валентиновна

 

Москвина Оксана Валентиновна, старший воспитатель,

МБДОУ детский сад «Алёнушка», п.Солнечный, Хабаровский край

Дополнительный раздел, к основной образовательной программы детского сада.

 

Характеристика воспитанников и семей детского сада.

МБДОУ детский сад «Алёнушка». Всего в ДОУ воспитывается   250 детей.  Общее количество групп –12, общеразвивающей направленности. Общее количество детей, 6-летнего возраста, зачисленных на логопункт, составило 29 человек (подготовительные к школе группы).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин  и Типового положения.

Сведения о воспитанниках

(по результатам предварительного комплектования) на 2015-2016уч.год.

Наименование групп                №

Количество

воспитанников

1.

1 младшая группа (1.5 -3 г.)                  Группа № 1

18

2.

1 младшая группа (1.5 -3 г)                   Группа № 2

16

3.

1 младшая группа (1.5 -3 г)                   Группа № 6

16

4.

2 младшая  группа (3-4 л.)                     Группа № 4

21

5.

2 младшая  группа (3-4 л.)                     Группа № 8

20

6.

средняя группа (4-5 г.)                           Группа № 10

23

7.

средняя группа (4-5 г.)                           Группа № 13

21

8.

средняя группа (4-5 г.)                           Группа № 14

23

9.

старшая группа (5-6 л.)                          Группа №7

22

10.

старшая группа (5-6 л.)                          Группа №9

27

11.

подготовительная  группа (6-8 л.)        Группа № 11

20

12.

подготовительная  группа (6-8 л.) Группа № 12

23

 

Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников МБДОУ

 

Возраст воспитан-ников

Характеристики возрастных  особенностей развития детей

Ранний возраст

1,5-3 года

- мышление у детей носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций,

- формируются представления о цвете, форме, размере предметов, речевые навыки,

- формируются навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки,

-  дети стремятся имитировать действия с различными орудиями труда  и инструментами, способны переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

Дошкольный возраст

3-4 года

- мышление носит наглядно-образный характер (от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами),

- сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка, чтобы освоить материал, дети должны практически действовать,

- у детей активизируются речевые навыки за счёт расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предметов,

- дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности.

4-5 лет

- у детей совершенствуется способность классифицировать предметы,  проводить операцию сериацию, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме),

- развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени,

- речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события,

- сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.

5-6 лет

- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,

- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,

- активно совершенствуется техника выполнения основных движений,

- в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени.

6–7 лет

- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,

- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме,

- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности,

- формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

Возраст воспитан-ников

Характеристики индивидуальных  особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

5 – 8 лет

- имеют речевую аномалию при сохранном интеллекте и слухе,

- у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне,

- нарушена произносительная сторона речи,

- дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух.

 

Социальный  статус родителей

    Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Статус семьи

Количество семей

Полные семьи

190

Неполные семьи

45

Многодетные семьи

23

Опекуны

4

Семьи с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

1

 

Современная социокультурная ситуация развития ребенка в ДОО

             Контрастный климат дальневосточного края предполагает сокращения длительности прогулок, а иногда и отмены её т.к. зимы в регионе суровые и морозные. В зимний период  выпадает большое количество осадков, иногда толщина снежного покрова достигает 2 м., отсюда затяжная весна, снега тают постепенно. Лето в регионе достаточно теплое, однако часто здесь выпадают муссонные дожди, при засушливости летнего периода, появляется задымлённость.

При благополучных климатических условиях МБДОУ тесно сотрудничает с культурно – массовыми объектами: поликлиника, РДК «Солнечный», СОШ №3, ЦДЮТ,СЮН, библиотека, музей краеведческий.


 

         На первом месте для воспитателей дошкольной организации стоит здоровье детей (64,8 %); на втором месте – воспитание (51,3 %); на третьем – успешная профессиональная деятельность (46,4 %); на четвертом – гармония в супружеских отношениях (42,7 %); пятое-шестое места занимают, соответственно, полноценное общение с друзьями (30,3 %) и достижение материального благополучия (27,5 %). Каждый второй воспитатель (48,9 %) отмечает, что общение с детьми дошкольного возраста побудило его пойти работать в детский сад. Этот факт свидетельствует о том, что именно ценностная установка на общение с маленькими детьми определяет выбор данной профессиональной деятельности у половины воспитателей. Таким образом, ведущим мотивом является содержательный интерес: общение с ребенком выступает не только как жизненная, но и как профессиональная ценность.

         Родители дошкольников заняты просмотром телевизионных передач, работой и интернет-играми, детям покупают большое количество игр и игрушек; таким образом, ребенку становится доступна агрессивная информация.

Исследование микроклимата в семьях воспитанников показывает, что семью с ребенком дошкольного возраста волнует многое:

•  ребенок слишком много времени проводит перед телевизором и компьютером, вместо детских песенок поет рекламные слоганы и компьютерную озвучку;

•  драчливость, грубость по отношению к старшим, неусидчивость;

•  капризы;

•  упрямство;

•  состояние здоровья ребенка;

•  нервозность и плаксивость ребенка.

         Общение специалистов дошкольной организации с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно как можно раньше начать его учить чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Реализовать цель достижения высокого уровня готовности к школе можно лишь создав условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, развития его уникального потенциала. Родителям важно понять, что в этот период необходима не акселерация, а расширение детского развития – обогащение содержания специфических детских форм игровой, художественно-продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. В семейном воспитании важно учитывать психологические особенности данного возраста, его уникальные возможности для развития социальных чувств, связывающих ребенка с другими людьми, для совершенствования свойственных дошкольнику образных форм познания. Это тот вклад, который вносит дошкольный возраст в общую «лестницу» психического развития.

 Условия, созданные в дошкольной организации.

            Кабинет заведующего детским садом - Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями. Содержание работы в ДОУ. Ведение нормативно-правовой документации.

             Методический кабинет – оказание практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы  с дошкольниками. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и обучения.

      Для развития детей, укрепления их здоровья в детском саду имеется: музыкальный и физкультурный залы.  Используются новые формы и методы проведения коррекционно-воспитательной работы, направленной на развитие творческих, умственных и физических способностей дошкольников, создание психологически комфортной обстановки в группах, привлечение родителей к активному участию в педагогической и воспитательной деятельности. 

             Кабинет психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

             Кабинет логопеда Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

           Медицинский кабинет является структурным подразделением ДОУ осуществляющим организацию, контроль и анализ деятельности ДОУ по реализации программ гигиенического обучения и воспитания, профилактике заболеваний среди воспитанников, а также пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди работников ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Структура управленческой модели дошкольной организации.(СХЕМА)

 

 

Заведующий детским садом: обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, родителями.

Управляющий совет: формирует среди населения понимание значимости качества полученного образования для определения дальнейшего социального статуса гражданина; осуществляет поиск дополнительного финансирования детского сада в первую очередь за счет добровольных пожертвований родителей и других лиц, реализует государственную политику в области образования.

Педагогический совет: определяет стратегии развития и функционирования образовательного учреждения; участвует в организации образовательного процесса образовательного учреждения; осуществляет контроль расходования средств, являющихся собственностью ДОУ; содействует созданию в образовательном учреждении оптимальных условий для развития социального партнерства участников образовательного процесса.

Старший воспитатель: мобилизует и сопровождает педагогов в решении различных задач; организует просветительскую работу для родителей.

Психолого-медико-педагогическая служба: осуществляет обнаружение и раннюю диагностику отклонений в развитии детей и/или состояний декомпенсации; обеспечивает профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявляет резервные возможности развития воспитанника; определяет характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в детском саду возможностей.

Педагог-психолог: создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада; оказывает помощь воспитателям, родителям, педколлективу в решении конкретных проблем; формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников, родителей.

Воспитатели: содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка; осуществляют помощь воспитанникам в образовательной деятельности; способствуют обеспечению уровня их подготовки в соответствии с требованиями программы; работают в тесном контакте со старшим воспитателем, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).

Старшая медицинская сестра: осуществляет консультативно-просветительскую работу с педагогами, родителями; оказывает необходимую помощь администрации и педколлективу в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части: организует материально-техническое снабжение педагогического процесса)

Профессиональные компетенции педагогов

Сведения о педагогических кадрах ДО.

По уровню образования:  Воспитатели ДОУ

высшее (не педагогическое)

высшее педагогическое

среднее специальное

 

16/59%

11/41%

 По стажу работы:

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

от 20 и выше

4/15%

4/15%

5/19%

14/52%

 Аттестация педагогических работников ДОУ

высшая

категория

первая

категория

вторая

категория

соответствует занимаемой

должности

Без категории

Молодые специалисты

2/7%

8/30 %

2/7%

11/41%

3/11%

1/4%

   Педагоги    проводят открытые просмотры образовательной деятельности, мастер классы для педагогов ДОУ района, слушателей курсов повышения квалификации. Коллектив интенсивно входит в мир компьютера и Интернета, 25% посещают вебинары по интересующимся их темам, заводят персональные страницы, блоги. Многие педагоги в своей работе с детьми используют самостоятельно созданные презентации по различным направлениям и  темам, активно принимают участие на различных педагогических форумах. Участвуют в районных, межрайонных, краевых, всероссийских и общенародных конкурсах.

Особенности осуществления образовательного процесса в ДОО.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.

3. Основная деятельность – это детские виды деятельности (игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах); двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, разговор, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и др.

6. Применяются опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

7. Мотивы образования – интерес детей к определенным видам деятельности.

8. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора: участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы в соответствии с учетом потребностей и интересов детей. Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов; подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания; планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы); выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий); планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:

•  использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом личностных особенностей детей и требований к межгрупповому взаимодействию;

•  проектирование характера взаимодействия детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

•  использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалогах «ребенок–педагог» и «ребенок – дети».

         Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы, внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x