"Дорога и дети"

Автор: Хосоенова Райхана Мирзануровна

Дорога и дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Воспитатель: Хосоенова Райхана Мирзануровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

   На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

   На самом деле очень трудно. Ведь  родители, каждый день на глазах родного чада нарушают эти самые пресловутые Правила, и не задумываются, что ставят перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

   Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители, воспитатели своим примером должны научить и уберечь.

   Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"- она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

   Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь  с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

   Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

   На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

   Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

   Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

   Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

   Дети часто   не знают об опасностях, которые их подстегают на городских улицах и дорогах. Поэтому  родители обязательно  должны напоминать  правила дорожного движения  ребенку.

   Не знаете, как об этом рассказать?  Давайте по порядку.

 

   По-дружески побеседуйте с ребенком. Задача этих доверительных бесед - сформировать у ребенка дисциплинированное поведение на улице, познакомить  с правилами дорожного движения.

   Итогом бесед обязательно должны быть практические упражнения  в выполнении изученных правил.

   Какой объем знаний могут усвоить малыши?

1. В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому, что может сбить машина.

2.В городе  люди ходят по специальной дороге. Она называется тротуар. По тротуару ходят спокойным шагом, придерживаются правой стороны тротуара. Такое правило придумано для того, чтобы было удобно ходить и  люди не мешали друг на друга.

3. Переходить дорогу можно только в специальном месте. Оно называется пешеходный переход. Пешеходный переход видно издалека, потому что на месте перехода нарисована «Зебра». Это такие полоски белого и черного цвета.

4. На наземном пешеходном переходе можно двигаться только  на зеленый свет светофора: «Коль зеленый свет горит, значит,  путь тебе открыт».

5. Переходить   дорогу можно только с взрослыми за руку.

6.В очень опасных местах сделаны подземные переходы. Если есть подземный пешеходный переход, то по улице переходить очень опасно.

7. Широкая дорога называется проезжая часть. По ней в обе стороны двигаются машины.

   Обратите внимание на то, что все правила сформулированы в утвердительной форме. Ребенок младшего дошкольного возраста легче усваивает информацию в утвердительной форме.      Постарайтесь обойтись без «нельзя» и расскажите только о том, что нужно и можно делать на дороге, на улице.

    Сколько раз надо беседовать с ребенком о правилах дорожного движения?

Все эти понятия ребенок усвоит прочно, если родители будут знакомить и напоминать правила дорожного движения систематически, но ненавязчиво.

    Какие методы использовать для знакомства ребенка с правилами дорожного движения?

·         Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на шоссе.

·         Находясь рядом с ребенком на улице, рассказывайте ему, что происходит на дороге, какой транспорт движется мимо вас, направьте внимание ребенка на «сознательных» пешеходов и на нарушителей. Похвалите умных пешеходов, которые берегут себя.

·         Привлеките к беседе самого ребенка  и спросите у него, как и где надо переходить дорогу, кто может двигаться на зеленый, желтый и красный цвет светофора.

·         Чтобы развить у ребенка  зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите ребенку по дороге  в детский сад или обратно, самому найти дорогу домой, или, наоборот, привести вас в детский сад.

·         Не запугивайте ребенка улицей! Панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность.

·         На досуге прочитайте ребенку стихотворения,   посвященные правилам дорожного движения,  и побеседуйте о ситуациях,  про которые вы узнали из книг.

·         Купите ребенку игрушечные машинки-автомобили, знаки дорожного движения и предлагайте различные дорожные ситуации. Игра  и  закрепит знания ребенка.

·         В младшем дошкольном  возрасте ребенок учиться законам улицы. Беря пример с вас, родители,  и с других  близких взрослых ребенок на бессознательном уровне запоминает, как МОЖНО переходить дорогу. Покажите ребенку положительный пример дисциплинированного пешехода.

·         Для закрепления знаний ребенка купите настольную игру о правилах дорожного движения и систематически играйте в нее вместе с ребенком.

   

  Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить  систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

-непосредственно-организованная деятельность;

-игры

-беседы

-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

-праздники, досуги, развлечения

-конкурсы, выставки.

  При ознакомлении детей с правилами дорожного движения  большое значение имеет предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного движения.

 

 Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

 -атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

-разные картинки, кубики, мозаики;

-плакаты;

-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

-дорожные знаки.

  В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

 

 

 

 

 

 

 

С целью обогащения опыта детей  в течение  года я провожу целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

Всегда обращаю внимание на разные погодные условия,  из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

  Что выбрать: несчастный случай на дороге  или счастье безопасности  ребенка? Выбор всегда за вами!

 

 

                                                                    Хосоенова Райхана Мирзануровна, воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №10 «Березка»

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x