Духовная безопасность - основа формирования нравственности подрастающего поколения. ☼
Автор: Тарасова Марина Вячеславовна
Духовная безопасность - основа формирования нравственности подрастающего поколения.
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…” (В.А.Сухомлнский)
Духовная безопасность личности невозможна без идеологической основы, под которой понимается духовно-нравственное воспитание воспитание, ибо Духовная жизнь – сфера самостроительства и самопознания личности. Она наиболее полно выражает сущностную характеристику человека, связанную с творческим поиском, целеустремленностью, познанием мира, себя в мире на этической почве. К сожалению, сегодня В числе важнейших проблем серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся.
На каком фоне сегодня идёт формирование учащихся? Мы живем в очень непростое время, когда, с одной стороны, вокруг нас царствуют равнодушие, эгоизм, человеческая жестокость, угрожающие растлить наши души и души наших детей; время, когда добро и зло постоянно противостоят друг другу.
С другой стороны, сегодня можно наблюдать подъем поиска духовности, исследование внутреннего мира современной молодежи, ее ценностных ориентации, возрождение влияния церкви, усиление влечения к полноценному образованию, в методике успешно развивается личностно-ориентированное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.
Нашим детям не всегда легко ориентироваться в таком многозначном мире. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)
Взаимоотношения в семье - 1
Здоровье - 2
Учёба - 3
Будущая карьера - 5
Любовь - 4
Взаимоотношения с одноклассниками - 6
Взаимоотношения с учителями - 7
Возможность заработка - 9
Проведение свободного времени - 8
Нормальное питание - 11
Покупка одежды и других вещей - 10
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье. И.А. Ильин писал: «Семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз матери, несущей любовь, милость, защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих первообразов, … источников духовной любви и духовной веры. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли бы эти источники. Жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».
Как актуальны эти слова в наше время, время глубочайшего морального разложения и падения нравов!
Но многие родители, в силу разных причин, допускают существенные ошибки в воспитании своих детей. Одни, главным образом молодые, смотрят на ребёнка, как на игрушку или куклу. Одевают, обувают, кормят, играют, позволяют ему всё и вся, лишь бы он их меньше беспокоил. Другие, исходя из ложных, усвоенных понятий о воспитании, постоянно оправдывают и извиняют недостатки и пороки своих чад, говоря: «да это же дети!» Третьи, измученные и издёрганные жизненными неурядицами и проблемами в быту и на работе, вообще не имеют ни сил, ни времени, ни желания заниматься сколь-нибудь серьёзно проблемами воспитания.
И долго не замечают, что из их чада выросло упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. И тогда они решают приступить немедля к воспитанию! Но поздно, «деревце» стало слишком велико.
В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
Справедливость - 1
Счастье - 2
Свобода - 3
Добро - 4
Честь, достоинство и совесть - 5
Дружба -6
Миролюбие -8
Патриотизм -7
Милосердие -9
Вера и идеалы - 11
Истина -10
Коллективизм -12
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
Самостоятельности и уверенности в себе - 1
Умению общаться-2
Уважению к людям, человеколюбию - 3
Дружбе - 4
Самопознанию - 5
Доброте - 6
Творческому отношению к жизни - 7
Организаторским умениям - 8
Жизнелюбию - 9
Преданности – 10
Ничему не учит - 9
Затрудняюсь ответить – 11
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
С этой целью я провожу интеграцию православной культуры в программу русского языка и литературы, ведь именно православие со своей тысячелетней историей определило специфику нашей культуры и ее достойное место в пространстве мировой цивилизации, именно оно должно стать для всех нас началом познания духовного мира. На уроках стараюсь заострять внимание детей на христианских мотивах в творчестве наших писателей - классиков, на прямых и скрытых цитатах Священного Писания, на характерах героев, являющихся носителями православного сознания, на диалогических отношениях писателей с Православной Церковью.
На уроках православной культуры дети постигают христианские заповеди, учатся различать добро и зло, ценить труд, почитать родителей, любить малую родину, совершенствуются духовно.
Также, как руководитель духовной площадки, я провожу мероприятия духовно-нравственного характера, посвященные православным праздникам и святым; организовываю встречи детей с настоятелем церкви Св. Космы и Дамиана отцом Дмитрием. Все это, безусловно, способствует формированию нравственных ориентиров.
Таким образом, опираясь на православно-христианские истины, приобщая детей к исконным святыням на уроках литературы, я стремлюсь преображать души своих учеников. Как говорил Преподобный Серафим Соровский: «Страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость - в смирение, эгоизм - в любовь, самоволие - в послушание».
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу - утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто - путь к себе.
Поэт с художником подскажут – вдохновенье.
Певец и композитор - песнь души.
Политик - совесть, физик – убежденье.
И все они по-своему правы.
Духовность - это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.
(О. Рубежов)