Духовно-нравственное развитие школьника по средствам музыкального фольклора. | Пушкина Наталия Александровна. Работа №354888
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, исторически сложившейся российской ментальности. Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, настоящего патриота своего отечества, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, знающего и почитающего традиции предков. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности, поиском путей её духовно-нравственного развития как показателя определённой иерархии ценностей, целей и смысла жизни.
Одна из важнейших задач современного образования – это воспитание души ребёнка средствами искусства, музыки, устного поэтического творчества, воздействуя на процесс становления его нравственных качеств и нравственных идеалов. Это происходит во всех образовательных областях, в том числе и во время внеурочной деятельности. Сегодня очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. На совершенствование этой работы нацелены и новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых особое внимание уделено воспитанию и формированию духовно-нравственных ценностей школьников.
Основу духовно-нравственного развития детей можно найти в музыкальном фольклоре. Однако, как справедливо отмечал Л. Выготский [5, с. 24], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Поэтому духовно-нравственное воспитание младшего школьника должно способствовать привитию умения сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развитию способности переживать чужие радости и горести, выработке своего отношения к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. И музыкальный фольклор должен выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Данное методическое пособие содержит в себе методические и практические рекомендации для педагогов дополнительного образования и внеурочной деятельности. Экспедиционные материалы представленные в данном учебно-методическом пособии помогут более точно передать традиционные особенности Белгородского края.
Данное пособие может быть интересно обучающимся и преподавателям различных гуманитарных, художественных и музыкальных учебных заведений, учителям и учащимися специализированных школ, лицеев, студий, классов.
33cf86b5d22f1a6db1b4ad997cdb5630.docx