Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы в эпоху цифрового рассеяния | Айдаркина Наталья Сергеевна. Работа №359688
В нынешнее время многие родители погружены в бесконечную гонку за зарплатами и карьерным ростом, стремясь обеспечить своим детям доступ к всемирным благам и материальным ресурсам. Этот процесс зачастую требует полной самоотдачи и значительного времени, что, как правило, не оставляет возможностей для полноценного общения с детьми. В такой ситуации многие родители ограничиваются лишь базовой заботой – накормить, одеть, отвезти в садик. Чтение, как важный инструмент для развития мышления, эмоционального интеллекта и духовности, оказывается на заднем плане. Вместо того чтобы проводить время с детьми, обсуждая книги, делая совместные выводы и погружая их в мир литературных героев, взрослые оказываются скованными рутиной повседневной жизни. Это приводит к углублению пропасти между поколениями, когда дети остаются без необходимых моральных ориентиров, которые могла бы предоставить художественная литература.
Айдаркина Наталья Сергеевна
воспитатель
МАДОУ д/с «Детство» СП д/с №87
Город Нижний Тагил, Свердловская область
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы в эпоху цифрового рассеяния
Аннотация. В статье рассматривается роль художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях современного цифрового рассеяния. Оценивается влияние цифровых технологий на внимание и восприятие детей, а также подчеркивается важность литературного контекста в формировании ценностных ориентиров и нравственных норм в раннем возрасте, а также подчеркивается важность литературного контекста в формировании ценностных ориентиров и нравственных норм в раннем возрасте. Опираясь на современные исследования, педагогические практики и мнения известных специалистов, автор предлагает рекомендации по интеграции художественной литературы в учебный процесс.
Введение.
В эпоху стремительного развития информационных технологий и цифровизации общества возникают новые вызовы для системы образования особенно в сфере воспитания подрастающего поколения. Дети, погруженные в цифровую среду, зачастую оказываются подвержены эффекту рассеяния внимания и утрате навыков глубокой концентрации. В условиях постоянной занятости взрослых, «в педагогике, как и в жизни, нужно видеть человека», — утверждает выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко [Макаренко, 2008, с. 2]. Важнейшей задачей становится сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, в том числе посредством художественной литературы.
Влияние цифровых технологий на дошкольников.
Современные исследования подтверждают негативное влияние избыточного времени, проведенного за экранами, на когнитивное и эмоциональное развитие детей.
По данным Российской академии наук, длительное воздействие цифровой информации может привести к снижению способности к эмоциональному восприятию, критическому мышлению и глубокой прочувствованности. Исследования показывают, что чрезмерное время, проведенное за экранами, оказывает негативное влияние на когнитивное и эмоциональное развитие детей, что подчеркивает важность уделения внимания не только количеству, но и качеству потребляемой информации: «Современная информация должна превращаться в современное сознание, а не в его обратное» — говорит педагог и исследователь Лев Выготский [Выготский, 2009, с. 3]. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к воспитанию, где чтение художественной литературы играет ключевую роль.
Современные родители и их занятость.
В нынешнее время многие родители погружены в бесконечную гонку за зарплатами и карьерным ростом, стремясь обеспечить своим детям доступ к всемирным благам и материальным ресурсам. Этот процесс зачастую требует полной самоотдачи и значительного времени, что, как правило, не оставляет возможностей для полноценного общения с детьми. В такой ситуации многие родители ограничиваются лишь базовой заботой – накормить, одеть, отвезти в садик. Чтение, как важный инструмент для развития мышления, эмоционального интеллекта и духовности, оказывается на заднем плане. Вместо того чтобы проводить время с детьми, обсуждая книги, делая совместные выводы и погружая их в мир литературных героев, взрослые оказываются скованными рутиной повседневной жизни. Это приводит к углублению пропасти между поколениями, когда дети остаются без необходимых моральных ориентиров, которые могла бы предоставить художественная литература.
«Родители должны идеализировать отношения с детьми. Дети должны быть вашей целью», — подчеркивает психолог и педагог Юлия Гиппенрейтер [Гиппенрейтер, 2011, с. 4].
Роль художественной литературы в воспитании:
1. Формирование нравственных ориентиров.
Художественная литература обладает уникальной способностью передавать моральные уроки и формировать эмоциональные связи. Как отметил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, «книги — это не только источник знаний, но и мощный инструмент нравственного роста» [Сухомлинский, 1983, с. 5]. Чтение сказок и рассказов помогает детям понять такие качества, как сочувствие, честность и дружба, и усвоить важные жизненные уроки.
2. Развитие критического мышления.
Анализ литературных произведений развивает у дошкольников критическое восприятие. Обсуждение сюжетов и характеристик персонажей формирует у детей умение задавать вопросы и находить ответы, что является важным навыком для их развития. Педагог-психолог Калмыкова Зинаида Ильинична отмечает: «Дети, которые учатся думать, развивают свою способность принимать самостоятельные решения» [Калмыкова, 2011, с. 6].
3. Эмоциональное развитие.
Чтение художественной литературы способствует эмоциональному развитию детей. Сопереживание героям и переживание их радостей и горестей помогает детям лучше осознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Это создает основу для формирования здоровых отношений и позитивного общения. Психолог Михаил Литвак утверждает: «Литература учит любить и понимать другого» [Литвак, 2014, с. 7].
Применение художественной литературы в условиях цифрового рассеяния:
1. Интеграция цифровых ресурсов.
Цифровые технологии можно использовать как дополнительные инструменты в воспитательном процессе. Использование электронных книг и интерактивных сказок, аудиоспектаклей позволяет вовлекать детей в мир литературы, при этом важно соблюдать баланс, поддерживая их интерес и внимание.
2. Создание читательского сообщества.
Формирование читательских клубов для дошкольников — отличная практика, которая позволяет: повысить интерес детей к художественной литературе и совершенствовать их способности к восприятию текстов различных жанров детской литературы; развивать речь детей (качественное и количественное изменение словаря, грамматического строя, повышение уровня владения связной речью); развивать коммуникативные навыки и познавательную активность; вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе, воспринимая её как источник знаний об окружающем мире; возрождать традицию семейного чтения.
«На чтение надо выделять время, делать это сплочённо», — убеждён педагог Лев Выготский [Выготский, 2009, с. 3].
3. Воспитание любознательности.
Педагоги должны поощрять детскую любознательность, связанную с литературными произведениями, так как она играет ключевую роль в формировании духовно-нравственного воспитания критического мышления и эмоционального интеллекта детей. Когда дети взаимодействуют с книгами, они не только погружаются в увлекательные истории, но и сталкиваются с вопросами, которые побуждают их, ищут ответы и делиться своими наблюдениями. Для этого важно создать в образовательной среде условия, способствующие диалогу и обмену мнениями. Педагоги могут организовывать обсуждения прочитанных книг, задавая провокационные вопросы, которые побуждают детей анализировать действия героев и делать выводы о морали и этике. Например, обсуждение, почему герой поступил так или иначе, помогает детям не только развивать критическое мышление, но и учит их понимать различные точки зрения. Играя с формами и жанрами литературы, педагоги могут стимулировать интерес детей. Чтение не только классических произведений, но и современных рассказов, стихотворений, комиксов или даже научной литературы для детей позволяет им расширять горизонты и оценивать разнообразие жанров.
Заключение.
В эпоху цифрового рассеяния важно сохранять традиции духовно-нравственного воспитания, используя художественную литературу как важный инструмент. Эффективная интеграция литературного контекста в жизнь дошкольников способствует формированию целостной личности, способной не только воспринимать информацию, но и критически её осмысливать, развивая тем самым нравственные ориентиры и социальные навыки. Таким образом, художественная литература, как традиционный и проверенный временем метод, может эффективно использоваться в системе цифрового воспитания, помогая сохранить духовные ценности в жизни подрастающего поколения.
Список используемой литературы:
Макаренко
,
А.С. Воспитание в советской школе/ А.С.
Макаренко. -
М.: «Просвещение», 2010.- 254с.
Макаренко
,
А.С. Книга для родителей/ А.С.
Макаренко. -
М.: «Просвещение», 2008.- 359с.
Выготский
,
Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 203
с.
Гиппенрейтер
, Ю. Б. Общаться с ребенком.
Как? /
Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.
Сухомлинский
,
В.А.
Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318
с.5.
Ковылина
, Г. (2021). О развитии мышления у дошкольников.
Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. –
М.:
Академия, 2011. – 432 с.
Литвак, Михаил Психология любви
: как
построить гармоничные
отношения. /
Михаил Литвак. - М.: Феникс, 2014. - 304
c
.