Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством реализации проекта "Юный гражданин нефтяного края" ☼
Автор: Толмачева Елена Олеговна
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
О работе по реализации одного из направлений я и хотела бы рассказать на конкретных примерах из опыта работы образовательной организации МБОУ НШ «Прогимназия».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным в рамках написания проекта гражданско-патриотического воспитания «Юный гражданин нефтяного края».
В процессе подготовки проекта изучались следующие вопросы:
анализ состояния воспитательной работы;
изучение литературы по проблемам развития и становления личности;
диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей;
участие учащихся школы в различных конкурсах, мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней;
посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;
беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам;
обсуждение данной проблемы на методических объединениях.
Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданный и реализуемый в настоящее время проект «Юный гражданин нефтяного края» помогает нам осуществлять намеченные планы.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».