Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Алферова Валентина Николаевна. Работа №205730

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алферова Валентина Николаевна
Проблема духовно-нравственного становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

Духовно-нравственное воспитание

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Проект «Россия-Родина моя»

 

Введение

Проблема духовно-нравственногостановления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание социально - активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Исходя из современных требований, для успешного решения задач воспитания и социализации обучающихся была подкорректирована цель. Если изначально целью было создание условий для развития и воспитания личности ребенка, то теперь основной цельюколлектива, ведущего работу по реализации данного проекта, является — развитие у детей чувства патриотизма, формирование гражданской идентичности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, определяемых понятием «Патриот».

Российское общество переживает сложный период: с одной стороны, идёт становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку.
Педагогические наблюдения показывают, что современные школьники более осведомлены, как им кажется, практически во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Зачастую, у многих детей мы встречаем переоценку своих знаний, неумение подчинять личные интересы общественным, низкую социальную активность и самостоятельность. Они не проявляют особой инициативы в познании своей семьи, лучших традиций российского народа и истории Отечества. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

 

Актуальность

Патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности.
Необходимость возрождения гражданско-патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы-интерната и начинать её надо с начальных классов и проводить на всех ступенях обучения. Духовно-нравственное воспитание в рамках данного проекта рассматривается как дифференцированный процесс, который учитывает ограниченные возможности обучающихся. Цели, поставленные данным проектом, достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы они становились для нас важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности.

Цель проекта:

Социализация обучающихся,формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Задачи проекта

1.Формирование нравственных, патриотических качеств личности воспитанника,
активизация в сознании воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Камчатского края.
2. Воспитание уважения и интереса ко всем народам, нациям проживающим в государстве, Камчатском крае.
3. Внедрение элементов исследовательской, краеведческой работы, способствующих воспитанию патриотизма, любви к родному краю, государству.
4. Объединение усилий воспитателей, классных руководителей, учителей-предметников и родителей для совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
5. Определение критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Этапы реализации проекта

Реализация данных задач духовно-нравственного воспитания обучающихся школы-интерната требует комплексного системного подхода. В основу воспитательного процесса необходимо положить историко-краеведческую деятельность обучающихся в школе-интернате, вне ее, в различных видах творческой и исследовательской работы. Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как использование новых информационных технологий даёт возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне.

 

I. Ориентированно-диагностический этап.

Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Содержание: выявить и расширить знания об истории, традициях и обычаях своего народа. Определить направления дальнейшей работы над проектом.

Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины, сочинения и т.д.

II. Основной этап

Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему краю, Отечеству.

Формы: факультатив «История родного края»,классные часы, уроки мужества, военно-спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

III. Заключительный этап

Цель: проанализировать полученную «модель гражданина-патриота», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.

Формы: анкетирование, опросники, научно-практические конференции, круглые столы, диспуты, дебаты и т.д.

 

Участники проекта

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляют: преподаватель факультатива «История родного края», воспитатели первой и второй половины дня, классные руководители, учителя-предметники. Они определяют содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий проекта являются воспитанники, педагоги и родители.

Организация воспитательного процесса

Структура и организация воспитательного процесса строится с учетом возрастных категорий обучающихся, со специфическими особенностями и задачами школы-интерната. В рамках нашей воспитательной системы мы опираемся на категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1 категория – воспитанники 1- 4 классов.

Основой является духовно – нравственное воспитание.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Формирование способности к духовному развитию обучающихся детей с ОВЗ 1-4 классов реализуются через творческий потенциал в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, — «становиться лучше»; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

2 категория – обучающиеся 5-6 классов. Воспитательный эффект всех форм гражданско-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ученика о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у ребенка чувства восхищения воинами Российской Армии.

3 категория –обучающиеся 7-9 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является социализированность ребенка в различных видах и мероприятиях патриотической деятельности, организуемой в школе и вне ее.

Основное содержание деятельности по духовно-нравственному воспитанию

1-4 классы. История малой Родины. История жизни и деятельности российских и советских солдат, военачальников, писателей, поэтов. Государственная, военная символика, военная песня. Основы пожарной безопасности. Основы правил дорожного движения. Права и обязанности гражданина России.

5 – 6   классы. Жизнь и деятельность знаменитых людей. История города Елизово, Камчатского края. История военной символики. Права и обязанности гражданина. Физическаяподготовка. История государства. Права и обязанности гражданина России. Жизнь и деятельность выдающихся людей. Строевая, физическая подготовка.

7-9 классы.Стержневой деятельностью коллектива школы-интерната, ведущего работу по реализации данного проекта, является формирование у воспитанников социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «гражданин», «патриот».

Работа в социуме

1.Сотрудничество с полицией г.Елизово,г.Петропавловск-Камчатский.

2.КГБУДО «Камчатский дворец детского творчества».г.Петропавловск-Камчатский.

3.МБУДО Центр «Луч».г.Елизово

4.КГБУДО «Камчатский центр развития творчества детей и юношества «Рассветы Камчатки». г. Петропавловск – Камчатский.

5.КГБУДО «Камчатский центр детского и юношеского технического творчества».г.Петропавловск – Камчатский.

6.МБУДО «Центр детского творчества».г.Елизово

7.Досуговый центр «Гейзер».п.Пограничный

8.Подростковый центр «Патриот».г.Елизово

9.КГБУ «Центр культуры и досуга «Сероглазка».

10.КДН; ОДН г.Елизово

11.Отдел здравоохранения г.Елизово.

12.Библиотеки: г.Елизово, п.Сосновка.

13.Камчатский Кроноцкий заповедник.

14.Физкультурно – оздоровительный комплекс г.Елизово

15.Досуговый центр «Юность».

Схема 1. Направления проекта «Россия-Родина моя»

 


Духовно-нравственное воспитание.

Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое воспитание

. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое

воспитание.

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое воспитание.

Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизнен

ной позиции, проявление чувства

благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-спортивное

воспитание (Воспитание на воинских традициях)

Ориентир

овано на формирование у обучающихся

высокого патриотического

сознания,

изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое воспитание.

Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое воспитание.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

Духовно-нравственное обучение в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя две ступени:

1) на первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны;

2) вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

Мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Праздник «День знаний», из истории олимпийских игр

сентябрь

Воспитатели первой и второй половины дня

2.

Организация дополнительного образования воспитанников.

сентябрь

Заместитель директора по воспитательной работе.

3.

Участие воспитанников в школьных мероприятиях.

в течение года

Классные руководители

4.

Внутришкольные акции «Забота», «Помоги другу», волонтерское движение.

в течение года

Воспитатели

5.

Тематические классные часы:  «Кто я? Какой я?», «Я среди людей, люди вокруг меня», «Россия-Родина моя», «Моя малая родина».

октябрь

Воспитатели первой и второй половины дня

6.

Привлечение родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.

постоянно

Воспитатели первой и второй половины дня

7.

Праздничная программа для ветеранов  ко Дню пожилых людей.

октябрь

Заместитель директора во воспитательной работе.

8.

Тематические классные часы «Азбука нравственности», «Кем быть и каким быть?», «Моя семья».

ноябрь

Воспитатели первой и второй половины дня

9.

Праздничная программа ко Дню Матери.

ноябрь

Заместитель директора во воспитательной работе.

10.

 

К

онкурс мультимедийных презентаций «Я – гражданин России»,

«Россия-Родина моя»,

«Мои права и мои обязанности»

.

К

онкурс рисунков по правовым знаниям.

декабрь

Воспитатели первой и второй половины дня

11.

Круглый стол «Я дома, я в школе, я среди друзей»

декабрь

Психологи

12.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и горячих точек.

февраль, май

Заместитель директора во воспитательной работе.

13.

Тематические классные часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей страны».

декабрь

Воспитатели первой и второй половины дня

14.

Проведение конкурса рисунков на тему «Сердцу милая Родина».

январь

Заместитель директора во воспитательной работе.

15.

Акция «Письмо солдату», «Открытка солдату»

февраль

Заместитель директора во воспитательной работе.

16.

Военно-спортивная игра «Зимний городок»

февраль

Педагог-организатор

17.

Встреча с Почетными жителями Елизово.

в течение года

Воспитатели первой
и второй половины дня

19.

Тематические классные часы
«Слава тебе, победитель солдат!»,
«Есть такая профессия – Родину защищать»

февраль, май

Воспитатели первой
и второй половины дня

20.

Выставка рисунков «России верные сыны»

февраль

Заместитель директора во воспитательной работе.

21.

Конкурс патриотической и солдатской песни «Служим Отечеству»

май

Заместитель директора во воспитательной работе.

22.

Тематические классные часы «Уроки мира», «Уроки жизни»

март

Воспитатели первой
и второй половины дня

23.

Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и локальных войнах.

апрель -май

Педагог-организатор

24.

Экскурсии в краеведческий музей города Петропавловска-Камчатского.

в течение года

Воспитатели первой
и второй половины дня

25.

Поздравление ветеранов, выставка рисунков «Салют, Победа!»

май

Воспитатели

26.

Экскурсия впожарную часть

май

Педагог-организатор

27.

Весенний кросс, посвящённый 9 Мая-Дню Победы.

май

Педагог-организатор

28.

Участие в торжественной линейке у мемориала Победы «Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…»

май

Классные руководители

29.

Работа факультатива «История родного края»

В течение

года еженедельно

Руководитель факультатива

30.

Работа педагога ДО по программе

«Оздоровление учащихся, развитие детско-юношеского спорта, работа с творческими детьми».

В течение

года

еженедельно

Педагог-организатор

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

– сохранение главной ценности – здоровья человека;
– любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– знание символики Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;

Количественные параметры:

1. Включённость каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к учителю, сверстникам, совместным делам).
3. Участие в КТД.
4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.


Ожидаемые результаты.

В процессе реализации проекта "Россия-Родина моя" у обучающихся школы-интерната должны быть сформированы следующие качества личности:

гражданская позиция;

способность нести личную ответственность за свою судьбу;

чувство патриотизма, верности Родине;

духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

способность к саморазвитию.

Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию определяется по следующим критериям:

1. Определение характера отношения учащихся к малой и большой Родине.

2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности.

3. Диагностика представления о качествах человека-гражданина.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×