Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Шмелькова Рамзия Хамидовна

Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребёнка.

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обусловливается социальными запросами, предъявляемыми к образовательным учреждениям и необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей.

Ту же мысль высказывает А.В. Миронова, говоря о том, что распространение духовных ценностей – особый вид деятельности, ставящий своей целью повышение культурно-образовательного уровня людей. В результате такой деятельности обогащается духовная жизнь общества и формируется более возвышенный внутренний мир людей, возникают более высокие духовные потребности. Высокие духовные запросы обязательно будут побуждать людей к созданию духовных ценностей, духовному творчеству, духовному общению.

Одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания – осознание школьниками духовных ценностей как на основе освоения их значения для конкретной общности людей (социальной, духовной), так и извлечение личностного смысла этих ценностей. Данная задача обусловлена стремлением человека к смыслу, самоопределению, что является условиями сохранения духовного здоровья и становления духовного знания (по мнению В.Д. Шадрикова “…духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностнозначимое”).

Духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда “включаются” способности человека к саморазвитию, самоопределению.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.

В.С. Мухина подчёркивает, что поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. Новая позиция ученика, новая учебная деятельность, ежедневные учебные обязанности, новые ситуации, с которыми приходится сталкиваться в школе – всё это связано с определёнными правилами, нормами, которыми необходимо руководствоваться, чтобы соответствовать представление о “школьнике”, “ученике”. В повседневном взаимодействии с учащимися педагог знакомит их с этими правилами, учит действовать в соответствии с ними. Здесь определённая нравственная ценность как бы “спаяна” с конкретной ситуацией. Ребёнок часто поднимается до обобщений, до осознанных представлений о нравственных ценностях как ориентирах достойного поведения, достойных отношений с людьми. Такое обобщений – одно из необходимых звеньев нравственного развития.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников во внеклассной работе. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.

В соответствии с проблемой, я поставила следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников;
  2. определить виды духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте во внеклассной работе;
  3. провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты;
  4. разработать программу развития духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе внеклассной работы.

“Мораль” (латинское moralis – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: “Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами”.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребёнка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определённый уровень интеллектуального и личностного развития ребёнка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт. Получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим направлением начатой на уроке работы, ведущим направлением является духовное воспитание.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x