Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственные ценности – основа воспитания современной личности | Пантелеева Анна Геннадьевна. Работа №238861

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пантелеева Анна Геннадьевна
Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно – нравственных и базовых национальных ценностей.

Духовно-нравственные ценности – основа воспитания современной личности

Пантелеева А.Г., воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Центр развития ребёнка «Детский сад №135»

Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно – нравственных и базовых национальных ценностей.

В последнее время пристальное внимание к аспектам духовного воспитания детей и молодежи и озабоченность его усилением обусловлены тем, что современное российское общество переживает затяжной духовно-нравственный кризис, ставший следствием тех капитальных, фундаментальных изменений, которые произошли в государственном устройстве за два с лишним десятка лет. В сфере образования воспитательная составляющая была сведена к минимуму.

Во многом помочь возрождению духовности, на мой взгляд, может обращение к отечественному философско-публицистическому наследию и к важнейшему этапу в истории русской педагогической мысли - второй половине XIX в.

Весомый вклад в развитие духовности внёс выдающийся писатель-философ Лев Николаевич Толстой. В своих произведениях он раскрыл суть общечеловеческих ценностей, к которым он относил прежде всего любовь к Родине, народу, овладение национальной и мировой культурой, самосознание и человеческое достоинство. Обратившись в своем творчестве к человеку, его душе, художник-мыслитель, по моему мнению, способствовал включению духовных общечеловеческих идеалов и ценностей в содержание образования. В его воззрениях идеи общечеловеческого воспитания, признания за человеком его индивидуальной ценности гармонично сосуществовали с идеей национального воспитания, нравственного совершенствования в духе православия.

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания?

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания

личности. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания.

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали в обществе, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития.

Лев Николаевич Толстой писал, «Нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».

Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на мой взгляд, являются следующие.

Проблема первая связана с подготовкой педагога, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность - духовностью. Педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении;

глубже понять себя, свое предназначение в семье, роде, профессии, Отечестве;

– найти путь к своему подлинному «я»;

– жить, следуя своей природе;

– различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим воспитанникам;

внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии;

- осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела – обрести реальную радость бытия.

Таким образом, в целях самосовершенствования, а Толстой говорил, «Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей», я выбрала для себя тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этих целей наметила пути решения следующих задач:

1. Воспитание у детей нравственных чувств, привычек норм, воспитание любви к Родине;

2. Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;

3. Формирование у детей представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице Родины;

4. Совершенствование системы комплексно – тематического планирования образовательного процесса согласно ФГОС;

5. Использование технологии проектной деятельности с целью формирования у детей и родителей осознанного отношения к воспитанию доброты, толерантности, уважения.

В состав проекта входит следующая работа:

С родителями: анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», подготовка и демонстрация памяток, консультаций по данной теме. Совместно с родителями была создана «игротека» (дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию), акция «Посади цветок» совместно с родителями. Регулярно пополнялась развивающая предметно-пространственная среда группы.

С детьми: Беседа «Моя малая родина. Мой микрорайон Глинки». Виртуальная экскурсия по ЗАО «Глинки». Беседы с просмотром презентации «Известные люди города Кургана», «Новогодние традиции нашей страны». Посещение комнаты – музея «Русская изба». ЧХЛ «Курганские ремесленники» под ред. А. В. Кислицына. Просмотр видеофильма «День Победы». Заучивание стихотворений. Беседы, рассматривание альбомов о войне. ЧХЛ Анна Жарова «Город во время войны». Экскурсия к мемориалу воинской славы с возложением цветов и многое другое.

Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «выращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия: опыт переживания высоких духовных состояний; опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания ценности духовного мира другого человека; опыт определения воспитанником актуальных для него жизненных и нравственных проблем и т.д.

Результативность духовно-нравственной воспитательной деятельности в детском саду зависит от важных факторов:

- методически правильно выстроенной воспитательной системы учреждения,

- созданного для детей комфортного воспитательного пространства,

- мастерства педагогов, степени их подготовленности для работы с детьми, их умения вовремя корректировать свою работу в зависимости от промежуточных и конечных результатов.

Результат такой работы увидеть сразу практически невозможно. Поэтому нужно системно и последовательно решать поставленные задачи по воспитанию гуманной духовно-нравственной личности, чтобы наши воспитанники смогли понять и принять духовную культуру своих великих предков, чтобы они стали достойными детьми Великой России, смогли стать полноценными гражданами нового общества, в строительство которого каждый из них смог бы внести свой позитивный вклад.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×