Духовно-патриотическое воспитание | Васюкова Марина Анатольевна. Работа №240432
Автор: Васюкова Марина Анатольевна
В буклете раскрывается понятие духовно-нравственного воспитания и предлагаются игры для детей по развитию данного направления
Духовно- нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется трудностями, которые сложились в обществе. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья.
Духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов 20 века. Это связано прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания.
В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.
На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.
В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.
В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.
Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.
Перспективы в работе с детьми заключается в том, что бы сформировать чувство причастности к наследию прошлого.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью народной подвижной игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, одна из значительных сторон человеческой деятельности. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Большое влияние на игры, в частности на их хороводные формы, оказала народная мифология, способствовавшая обогащению их соответствующими выразительными средствами: драматизированным действием, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней звукоподражанием.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используются игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Например «Гуси – лебеди», «Мы веселые ребята» и др.
В работе с детьми используются тематические беседы. С детьми в свободное время и на прогулках я играю в такие народные подвижные игры, как «Ручеек», «Горелки», «Жмурки», «Краски», «Фанты», «Садовник», «Прятки».
На физкультурных занятиях дети с удовольствием играют в народные подвижные игры: «День и ночь», « Птички в гнездышках», «У медведя во бору», и другие игры.
Через народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами мы закладываем основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Литература:
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Петрова В.И. Т.Д.
Стульник
. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/525
Контакты:
346448
г. Новочеркасск
пр. Парковый, 26
Тел. 27-10-09
mdou6114@rambler.ru
сайт детского сада
gart61.npi-tu.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка»
Буклет на тему:
Подготовила: Васюкова М.А.,
воспитатель
Новочеркасск 2019