Духовное и нравственное воспитание ребенка на занятиях развития речи.

Автор: Давыдкина Ирина Ивановна

  Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее актуальность не ослабевали никогда, но особенно остро этот вопрос встал на рубеже 20 и 21 веков, когда в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. В современности  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме: книги ушли на второй план, их место заняли экраны телевизора, компьютера, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят  герои, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Миролюбие, доброжелательность, великодушие зачастую становятся неведомы современным детям.

    Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А вот на совместное чтение книг и обсуждение прочитанного времени свободного у современных родителей не остается. Поэтому именно педагогу приходится восполнять образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлекать к этому родителей через тематику занятий развития речи, чтобы помочь воспитать доброго, чуткого, честного, справедливого человека.

  В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В целях воспитания нравственных качеств личности на занятиях развития речи  проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Так ярким примером могут послужить занятия на темы «Детская площадка», «Семья», «День рождения», «Наша любимая комната» на первых ступенях обучения и чтение произведений

К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Л. Барто, В. Осеевой и других классиков детской литературы на четвертой ступени обучения.

    Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация на занятии совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. Реализуется это через сюжетно-ролевые игры, соответствующие тематике занятия. Например, на занятиях по темам «В магазине», «В детской поликлинике», «Семья», «Семейный обед» и другим. Также проводятся беседы, рассуждения детей  по схемам, иллюстрациям

   На занятиях развития речи  поддерживается и неуклонно развивается в детях интерес к миру взрослых, пробуждается  желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Если в первые годы обучения в школе «Колокольчик» такая сторона жизни рассматривается детьми исходя  из их собственных наблюдений, соображений, бесед с педагогом, то к четвертому году обучения дети сами могут проанализировать жизненную ситуацию, либо художественное произведение в духовно-нравственном аспекте. Если в три года ребенок зачастую не в силах понять, что значит делиться со сверстником игрушкой, и данная ситуация вызывает у него противоречивые чувства, то к шести – семи годам тот же ребенок в силах проанализировать ситуацию в рассказах  Л. Н. Толстого, а следовательно спроецировать необходимую модель поведения в жизнь.

  На данном уровне в ребенке уже формируется интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; начинает формироваться представление о Земле и жизни её обитателей, о своей стране; зарождается чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

 Таким образом, через тематику занятий развития речи у детей  воспитывается уважение к нравственным нормам морали. Они учатся различать добро и зло, уже в состоянии творить добро; стараются  пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях других детей.

   Формируется чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивается способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащается словарный запас. Такая тенденция наблюдается при изучении творчества мордовских писателей, мордовской сказки, бесед о воинах-героях нашей республики и т.п.  Даже домашние задания на 4 ступени направлены ориентировать именно семью на духовно–нравственное воспитание детей.

    Таким образом для воспитания духовно – нравственной личности на занятиях развития речи  предлагаются наглядный и  словесный методы. Наглядный метод используется во время наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений педагогом; бесед, рассказов детей по схемам, иллюстрациям; разбора житейских ситуаций; чтения литературных произведений родителями.

    Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла,  позитивного отношения  к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x