"Душевная щедрость учительницы;ее роль в жизни мальчика" ( по рассказу В.Распутина "Уроки французского") | Горло Тамара Петровна. Работа №206046
Автор: Горло Тамара Петровна
Конспект урока литературы в 6 классе.
Конспект урока литературы в 6 классе
«Душевная щедрость учительницы; ее роль в жизни мальчика» (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)
Ход урока
Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.
Я написал рассказ в надежде, что
преподанные мне в свое время уроки
лягут на душу как маленького ,
так и взрослого человека.
В.Распутин
1.Вступительное слово учителя
Встречались ли вам в жизни люди, которые помогли вам чем-то в жизни, научили своим примером, как нужно поступать в той или иной ситуации?
Герой рассказа Распутина встречает такого человека. Это учительница французского языка Лидия Михайловна. Неизвестно, как бы закончилась судьба мальчика, если бы не эта встреча.
2.Анализ текста.
-Представьте героиню, о которой пойдет речь. (Устное словесное рисование «Портрет Лидии Михайловны»)
-Чтение учителем эпизода «Предательство Тишкина на уроке французского языка»
Вопросы:
-Как отнеслась учительница к предательству Тишкина?
-Как вы определили это отношение?
-Как называется такая черта в поведении людей?
Подробный пересказ «Разговор Лидии Михайловны с мальчиком после урока»
-Определить линию поведения учительницы. Какова ее цель?
-Почему она начала заниматься именно с этим учеником, а не с другим? Как она сама объясняет это?
-Как удалось молодой учительнице привлечь к себе гордого мальчика?
-Найдите и озаглавьте эпизоды, в которых показана «хитрость» Лидии Михайловны. (Занятия на дому, посылка с макаронами, игра «замеряшки»)
Сравнительный анализ эпизодов
- Пересказ эпизода «Занятия на дому»
-Как добилась учительница таких изменений в поведении мальчика и его отношении к французскому языку? (Но ей было мало, это только ступенька к постижению внутреннего мира мальчика. Учительница узнала от хозяйки, что мальчик голодает, и решила отправить ему посылку.)
Пересказ эпизода «Получение посылки» по иллюстрации . (Попытка учительницы оказалась неудачной)
Чтение по ролям эпизода «Игра в замеряшки»
-Какой была первая попытка?
-Как действует Лидия Михайловна после неудачной попытки?
-Почему на этот раз ученик поверил ей и стал играть на равных?
-Можно ли поступок учительницы назвать смелым?
Малая драматизация эпизода «Приход директора»
-Согласны ли вы с директором, что поступок Лидии Михайловны «преступление, растление, развращение»?
-На чьей вы стороне? Прав ли директор?
Обобщение
-Как сложилась судьба учительницы?
-Обучая французскому языку, только ли грамоте учила Лидия Михайловна?
-Прочитайте эпиграф к уроку.
-Определите те уроки, которые преподнесла учительница своему ученику?
( уроки нравственности)
-Усвоил ли мальчик уроки учительницы? Каким он стал? (Известным писателем. Испытал раскаяние, свою вину перед учительницей и огромное чувство благодарности).
10. Домашнее задание. Письменная работа «Рассказ о хорошем человеке»
-