Единство работы ДОУ и семьи как средство приобщения родителей к проблемам воспитания детей ОВЗ по физической культуре ☼
Автор: Газизова Фаягуль Зайнулловна
Семья – одна из величайших ценностей,
созданных человечеством за всю историю
его существования.
Нет ничего более ценного и
значительного в жизни родителей,
чем здоровье и счастье детей.
Фундамент здоровья, физического и психического развития, закладывается именно в детстве.
Важнейшим условием соблюдения права на охрану здоровья является комплексное внимание к состоянию здоровья детей со стороны воспитателей, родителей, инструкторов по физической культуре, медицинских работников, т.е. создание вокруг ребенка своеобразного
медико-педагогического пространства с целью сохранения, укрепления здоровья детей и формирование у ребенка основ здорового образа жизни.
Вопросы физического воспитания и формирования волеологической культуры не раз являлись предметом обсуждения на педагогических советах, семинарах и консультациях, проводимых в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья всегда в центре внимания педагогов.
Однако ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Современная семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, испытывает целый ряд социальных, психологических и педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, его психическое и физическое благополучие. Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, специалистов) с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды. В настоящее время контингент детей с ОВЗ в нашем детском саду составляет 98 человек. Из них 5 детей-инвалидов.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех людей, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В связи с этим обеспечение реализации права детей данной категории на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Получение детьми с ОВЗ образования, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества в дальнейшем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при единстве работы ДОУ и семьи.
При проектировании коррекционно-воспитательного процесса, созданию условий для образования и укрепления здоровья детей с ОВЗ педагогический коллектив создал все специальные условия развивающей среды.
Предметно - развивающая среда, информационно-техническая оснащённость органически сочетаются с целями коррекционно- образовательной работы строится в соответствии с принципами, представленными на слайде.
Плавательный бассейн, физкультурный зал, оснащенные как современным разнообразным оборудованием, так и нетрадиционным, изготовленным в сотрудничестве с родителями, с целью коррекции осанки, плоскостопия, развития координации движений, крупной, мелкой моторики.
Для коррекции используются детские тренажеры, настенные модули для ног с усложнением.
Оборудовано сенсорно-стимулирующее пространство - сенсорная комната. Использование ее способствует не только освоению сенсорных эталонов, но и снятию эмоционального напряжения у детей, коррекции эмоционально-волевой сферы.
В группах компенсирующей направленности предметно-развивающая среда создана с учетом коррекционных задач, решаемых программой.
Для продуктивного решения этих задач в группах оборудованы кабинеты специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В них представлены: учебная зона для подгрупповой работы, центры речевого, креативного, сенсо-моторного развития.
Игровое пространство групп представлено развивающими центрами по основным видам деятельности детей.
Выполнение коррекционно - развивающих и воспитательных задач обеспечивается в тесной взаимосвязи с медицинским сопровождением.
Физиотерапевтический кабинет оснащен новейшим оборудованием. Выполняя назначения врача-педиатра, детского невролога физиомедсестра проводит с детьми электрофорез, дарсенваль, арома - фито- ионотерапию, 2 раза в год дети принимают кислородный коктейль.
Эффективность коррекционно-педагогического процесса невозможна без активного включения в него родителей воспитанников.
Родитель - не гость, а полноправный член команды учреждения.
Выбранные формы совместной деятельности, представленные на слайде, способствуют продуктивному психолого-медико-педагогическому сопровождению развития воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Мероприятия, проведенные совместно с родителями:
Шашечный турнир,
«День здоровья»,
«День защитника Отечества»,
Досуг для родителей, посвященный Дню матери «Остров здоровья»,
Садовое мероприятие «Папа, мама, я - спортивная семья»,
Городские соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»,
Преемственность ДОУ и школы
Результат совместной деятельности детского сада и родителей является составной частью системы работы по приобщению к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса, показателем единства работы ДОУ и семьи является положительная динамика в развитии детей.
Перспектива
Продолжать оказывать педагогическую помощь родителям по физическому развитию и воспитанию детей с ОВЗ с использованием разнообразных форм и методов работы