Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Наримбетова Алтынай Асанбековна

Во все времена роль Учителя, Педагога,Наставника жизни была чрезвычайно высока    и символична. Профессиональное мастерство учителя проявляется в творческом выполнении своих обязанностей, эрудиции, в умении взаимодействовать с людьми. Но главное – учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, под которой я понимаю обращение к личности ребёнка. Поэтому обучение должно соответствовать особенностям и возможностям детей: как известно, школьники любят мечтать, играть, разгадывать ребусы, кроссворды и раскрывать тайны.

Современные компьютерные технологии на сегодняшний день используются во всех сферах деятельности человека. Подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку, компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении русскому языку.

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.

В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

 -Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы учащихся и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.

 -Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.

В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Современные информационные технологии обучения, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи.

Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

Использование элементов инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка в современной школе является одним из эффективных мотиваторов к изучению русского языка и повышению качества образования.

Введение компьютеров в обучение детей встречено одновременно с интересом и опасением. Анализируя свои уроки с использованием мультимедийного комплекса, я пришла к выводу, что если правильно подобран материал урока, то это способствует развитию социальных, когнитивных и игровых навыков учащихся.

На каждом занятии учитель и ученик решают сложную творческую задачу преобразования содержания образования в содержание обучения через совместную деятельность.

Для повышения эффективности школьного образования учебный процесс следует орга-    

 низовать с учётом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем человека.    

           Сегодня наиболее  значительные  изменения  происходят в  информационной области.   

Практически все школьники  имеют доступ   к  телевидению и  видео,  многие  свободно      

пользуются компьютером. Учебная  информация,  которая  передаётся  ученику, занимает  в  

общем информационном потоке всё менее значительное место. Поэтому  медиаобразование,   

интегрированное в  школьные  дисциплины, призвано  подготовить  школьников  к  работе в

информационном пространстве, повысить у них  интерес к  предмету, познавательную

активность, сочетать личные интересы учащихся и их общественные  потребности.

Учебники нового поколения обладают существенным недостатком:

в них нет хороших иллюстраций. О каком качестве развития письменной речи можно говорить, если ученики будут писать сочинения по картинам, глядя на чёрно-зелёный рисунок небольшого размера? Хорошие репродукции на уроках русского языка и русской словесности можно показывать при помощи слайдов, включая их в общую структуру урока (и в общий слайд-фильм), либо демонстрировать самостоятельно.

Я расширила свои уроки, включив использование электронного учебника, который сама

разработала. Перед тем как проводить урок с использованием электронного учебника, необходима подготовка:

  – прежде всего необходимо самому детально просмотреть весь учебник;

  – составить вопросы на каждую тему таким образом, чтобы ученики могли самостоятельно найти на них ответы в данном учебнике;

  – подготовить тесты для закрепления изучаемой темы.

Урок в мультимедийном кабинете проходит следующим образом:

  1. В начале урока я показываю демонстрационный файл, в котором содержится текст, касающийся изучаемой темы.

  2. Затем учащиеся кратко записывают ключевые моменты из услышанного и самостоятельно делают выводы.

  3. После этого учащиеся садятся за компьютеры, перед ними  вопросы по заданной теме, им необходимо, просматривая электронный учебник, найти ответы на предлагаемые вопросы и записать их кратко в тетрадь.

Также в учебнике даны схемы, грамматические задания, тест.

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 

 

 

 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 

 

 

 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 

 

 

 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 

 

 

 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 

 

 

 

Наклонение

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка SHAPE 
\* MERGEFORMAT

 

 

 

 

 

Спряжение

Признаки

глагола

 

 

 

 

 

Время

 

 

 

 

 

Число

 

 

 

 

 

Вид

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

Время

Прошедшее

Настоящее

Будущее

читал

играл

писал

шёл

буду читать

будет играть

напишу

пойдёт

читаю

играет

пишешь

идёте

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

 

 

 

 

 

 

1

задание

 

 

 

 

 

2

задание

 

 

 

 

 

3

задание

 

 

 

 

 

4

задание

 

 

 

 

 

5

задание

 

 

 

 

 

6

задание

 

 

 

 

 

1

задание

 

 

 

 

 

2

задание

 

 

 

 

 

3

задание

 

 

 

 

 

4

задание

 

 

 

 

 

5

задание

 

 

 

 

 

6

задание

 

 

 

 

 

1

задание

 

 

 

 

 

2

задание

 

 

 

 

 

3

задание

 

 

 

 

 

4

задание

 

 

 

 

 

5

задание

 

 

 

 

 

6

задание

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

 

Преимущества использования электронного учебника в том, что:

1.  Весь материал показан разнообразно. Если в учебнике помещён только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть видеофрагменты, аудиотекст. Всё это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.

2.  В полной мере использован принцип наглядности.

3.  Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это позволяет легче усвоить тему.

При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают задания. Обилие информации в разном виде активизирует мыслительную деятельность учащихся, так как плотность урока чрезвычайно высока, у них складывается ощущение быстротечности урока и одновременно нет чувства усталости.

С помощью компьютерных слайд-фильмов есть возможность представить динамическое изображение грамматического материала, что повышает интерес к нему, позволяет создать проблемную ситуацию, особенно при изучении новой темы. Наблюдая за происходящим на экране, учащиеся анализируют, систематизируют материал и делают вывод, то есть выводят правило. Учитель выступает в роли консультанта.      На уроке по теме «Дополнение » ученики должны вспомнить правило. Вначале появляется запись в виде кластера: второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей, выражается существительным или местоимением, чаще всего зависит от сказуемого, подчёркивается прерывистой линией. Ученики делают вывод, что это дополнение. Далее появляется запись всех падежей, но именительный падеж выделен красным цветом. Делается вывод о том, что косвенными являются все падежи, кроме именительного.

 

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка         

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Использование технологии мультимедиа позволяет создать среду, способствующую более продуктивному формированию общекультурной компетенции, рассматривающей круг вопросов, связанных общечеловеческой и национальной культурой, духовными истоками. Такая форма стимулирует учащихся, учит анализировать, сравнивать, делать выводы, искать информацию, действовать в непривычной обстановке, отличной от традиционного урока.

Необходима следующая педагогическая деятельность: диагностика затруднений школьников, предвидение логики познавательного движения детей, разработка последовательности предписаний при конструировании проблемных ситуаций, прогнозирование возможных ошибок, система мер, направленных на корректировку начального опыта учащихся, а также обогащение и структурирование. При использовании новейших информационных технологий в школе в процессе формирования учебной деятельности значительно улучшается чёткость в организации работы класса. Работая на определённом уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной. Чёткость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения, навыки. Этому способствуют деятельностно-компетентностный подход к организации обучения, технологии развивающего обучения, технология уровневой дифференциации, модульная технология и другое.

Школа сегодня, открытая переменам, технологическим и дидактическим инициативам, станет профессионально компетентной школой, где будет обеспечено гармоничное развитие как учащихся, так и учителей.

Использование мультимедиа технологий оправдано только тогда, когда их применение превышает качество, объём и скорость усвоения приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с классическими образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий образов, представляет учащимся дополнительные средства для самостоятельного добывания знаний.

 

Список литературы

 

1. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – Наука, 2001.

2. Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку. Педагогика. – 2003.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. – М.:Академия,1999

 

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×