Эффективность современного урока математики в образовательном процессе обучения.

Автор: Абакумова Людмила Александровна

Эффективность современного урока математики в образовательном процессе обучения.

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47»

 Советского района  г. Казани:   Афонский А.В.

Учитель математики: Абакумова Людмила Александровна,

учитель математики первой квалификационной категории

 

Главная задача обучения математике – учить рассуждать, учить мыслить, развивать логическое мышление, анализировать, обобщать, систематизировать, разрешать проблемы. Всему этому ученик учится не только на уроке, но и во внеурочное время.

Современный урок – это, прежде всего возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Результат работы оценивается следующими качественными характеристиками: целенаправленная деятельность на уроке, характер отношений с учащимися, индивидуально-личностный подход к учащимся, дифференцированный подход к обучению, работа по развитию познавательного интереса, развития общих способностей учащихся, эффективность воспитывающих влияний.

Эффективность любого занятия определяется не только тем, что педагог пытается дать детям, а прежде всего тем, что они сумели взять в процессе обучения .

Знать изучаемый материал, значит :

- уметь осмысленно и полностью его воспроизводить

-уметь выделять в материале главные положения

-уметь разъяснять сущность усвоенных правил

-уметь доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений

-уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу

-уметь иллюстрировать и усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами

-уметь применять полученные знания на практике, решать задачи и примеры;

-уметь переносить знания на объяснение других явлений и фактов  и применять теорию в жизни, на практике

Особенности усвоения математики:

1уровен ь - понял, запомнил, воспроизвел;

2 уровень  -овладел знаниями на первом уровне, применил их по образцу и в измененных условиях, где можно узнать образец;

3 уровень  -овладел знаниями на втором уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию;

4 уровень  -творческая деятельность (уровень одаренных детей).

Учить учащихся мыслить означает: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Подходы и методы к организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания:

-аудиальный (предподчитает  учиться посредством восприятия информации на слух);

-визуальный (учится посредством зрительного восприятия информации);

-механический (при изучении использует развитию механическую память);

-рефлексивный (требует времени на усвоение и отработку информации);

-импульсивный (учится чаще всего методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией);

-кинестетический (учится в основном на своем деятельностном опыте).

От умения преподавателя учитывать совокупность учебных стилей каждого из учащихся зависит успешное усвоение ими программного материала. Деятельность учителя, использующего педагогические технологии, позволяет реализовать идею полной управляемости учебным процессом.

Учителя в действительности учат только тогда, когда ученики действительно учатся!

Развивающий урок (занятие) должен конструироваться на основе следущих принципов:

-урок организуется в форме учебной самодеятельности учащихся, деятельности учеников;

-урок должен строиться на основе обучения учителем учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала. Урок должен строиться на помощи учителя учащимся учиться самим;

-принцип развития личности;

-учитель должен организовать учебный процесс на уроке так, чтобы он был процессом коллективной деятельности учащихся;

-ученик на уроке должен отвечать не учителю, а товарищам.

Примеры аспектов урока:

-реализация учителем триединой цели урока;

-формирования учебных умений, навыков у школьников;

-пути развития познавательного процесса;

-использование развивающих методов на уроке;

- использование современных методов обучения;

- использование наглядности на уроке;

- использование информационной техники на уроке;

-организация дифференцированного подхода к учащимся;

-отслеживание результатов обученности учащихся;

На курсах повышения квалификации учителей математики Хамитов Р. Г.(зав. Кафедрой методики преподавания математики и математического моделирования), к.п.н., Кадыров Ф.К. (методист кафедры методики преподавания математики и математического моделирования) очень подробно осветили вопросы системного подхода к анализу урока в общеобразовательной школе и самоанализа его учителем. Их главная мысль: с урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.

Этими технологиями пользуются многие педагоги. Их методика позволяет учителям использовать все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Немалую роль играют компьютерные технологии в учебном процессе. Многие ученики умело составляют компьютерные презентации по заданным темам, творчески относятся к учебному процессу. Компьютерные технологии позволяют расширять кругозор, наглядно, иллюстративно изложить конкретный учебный материал. Дидактический материал разного уровня сложности позволяет учителю повысить интерес учащихся к предмету, заниматься творческой работой, формировать информационную культуру.

Педагогический анализ урока помогает взглянуть на свой труд со стороны, оценить свои силы, возможности, увидеть достижения и недостатки в своей работе.

Для повышения профессионального мастерства необходимо заниматься самообразованием, чтобы реализовать все поставленные цели. Качество и эффективность занятий зависит от умения анализировать свои уроки. Анализ проведенной работы -начало подготовки к следующему этапу деятельности, которая реализуется не только в основном процессе образования, но и имеет важное значение во внеурочной деятельности.

Математические задачи стали наиболее приближены к реальной жизни. Ученики с удовольствием подсчитывают вклады в банке, стоимость товара после понижения ( повышения) цены, учатся читать графики, выбирают наиболее выгодные предложения в той или иной отрасли, решают задачи из теории вероятности (комбинаторные задачи).

 

Каждый учитель должен повышать проффессиональное мастерство, знать проблемы преемственности содержания, образовательные стандарты и тогда современный урок станет эффективным.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x