Статья Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями по ознакомлению детей с художественной литературой. Автор: Соколова Анастасия Султановна

Автор: Соколова Анастасия Султановна
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения.         

В нашем ДОУ учитель-логопед использует разнообразные формы работы с родителями. Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. 

Применение различных, в том числе и современных, форм работы с родителями позволяет повысить эффективность процесса ознакомления дошкольников, имеющих ОНР, с художественной литературой, сделать его более качественным и результативным.        

 

     


Автор: Соколова Анастасия Султановна

Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями по ознакомлению детей с художественной литературой

Учитель-логопед Соколова А.С.

 

Читайте детям не нотации, а книги.

Г. Остер

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе? В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка как будущего читателя затруднено. Способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе со стороны родителей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания»«Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании»«ФГОС ДО» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 44 записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.

В нашем ДОУ учитель-логопед использует разнообразные формы работы с родителями. Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационно-аналитическим формам работы относятся:

‒ проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»;

‒ «почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Они позволяют педагогу изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье.

Познавательные формы работы:

- консультации;

-беседы;

- родительские собрания;

- семинары-практикумы.

Такие формы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между логопедом и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми К ним относятся открытые мероприятия с участием родителей: совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений, викторины.

Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой в ДОУ. Такая информация представляется в форме информационных стендов ( в том числе и на страницах Блога учителя-логопеда), брошюр, памяток, папок-передвижек.

Остановимся более подробно на некоторых эффективных, на наш взгляд, формах взаимодействия с семьей.

 

1. Онлайн анкета для родителей «О чтении в семье».

Ссылка на анкету рассылается родителям по электронной почте или с помощью системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp и Viber.

Цель анкетирования: выяснить отношение родителей к семейному чтению, определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

У онлайн- опросов есть следующие преимущества:

1) минимальные временные затраты в составлении онлайн-опросников;

2) возможность использовать мультимедийные приложения и программы (например, вставлять изображение в опрос для удержания внимания и интереса у родителей);

3) легкость, быстрота и удобство в распространении опросника среди родителей (распространение на любой смартфон с помощью мессенджеров Viber, WhatsApp и др.);

3) возможность собрать информацию у тех родителей, дети которых, временно не посещают ДОУ;

4) оперативность в сборе информации и ее обработке;

5) родитель может сам выбрать время, когда будет заполнять анкету;

6) экономия финансовых ресурсов (нет необходимости распечатывать опросники, затрачивая на это бумажные ресурсы и ресурсы принтера).


Проведенный онлайн опрос родителей старшей группы показал, что только треть опрошенных читают детям книги ежедневно. Таким образом, мы убеждены в том, что необходимость работы с родителями по вопросам ознакомления детей с художественной литературой достаточно высока.

 

2. Консультация  «Читайте детям книги».

Цель: показать важность и значимость процесса приобщения детей к чтению художественной литературы, дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной работы по ознакомлению с художественной литературой.

 

Консультация опубликована на странице Блога учителя-логопеда, а также оформлена в виде информационного стенда в родительском уголке.

 

3. Онлайн викторина для детей «Знатоки сказок».

Онлайн викторина позволяет родителям дома в свободное время организовать с ребенком веселый и занимательный досуг. Такая викторина дает возможность родителям получить информацию о том, насколько хорошо ребенок знает сюжеты и героев разных сказок и мотивирует их читать детям художественную литературу чаще.

Ссылка на онлайн викторину опубликована на странице Блога учителя-логопеда.

 

4. Создание необходимого перечня произведений для чтения детям - «Литературная памятка».

Такие памятки размещаются в Блоге учителя-логопеда, выпускаются в виде информационного стенда, индивидуальных брошюр или листовок. «Литературная памятка» позволяет родителю ознакомиться с перечнем рекомендуемых литературных произведений, которые соответствуют возрасту ребенка, экономит время и силы родителей на поиск информации о том, что лучше почитать своему ребенку.

5. Создание группы в социальных сетях.  В данной группе публикуются фото проходящих в ДОУ литературных праздников и мероприятий, книжных новинок, приобретенных как педагогами, так и родителями для чтения дома. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на страницах Блога логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Преимущество новых форм взаимодействия логопеда с родителями заключается в положительном эмоциональном настрое родителей на совместную работу по обучению и развитию детей. Учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с семьей. Родители всегда уверены в том, что педагог всегда поможет в решении логопедических проблем и в тоже время не навредит. Логопед, в свою очередь, заручается пониманием со стороны родителей в решении проблем.

Применение различных, в том числе и современных, форм работы с родителями позволяет повысить эффективность процесса ознакомления дошкольников, имеющих ОНР, с художественной литературой, сделать его более качественным и результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x