Эффективные информационно – коммуникационные технологии в практике преподавания экономических и управленческих дисциплин ☼
Автор: Малуева Анна Сергеевна
Во всем мире системы образования стоят перед необходимостью использовать новые информационные и коммуникационные технологии для формирования у учащихся знаний и умений, которые потребуются им в XXI веке.
Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.
В своей педагогической деятельности я применяю следующие информационно-коммуникационные технологии:
1) объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора я использую на уроках объяснения нового материала, повторения, обобщения. Звуковые, видеоматериалы и другие мультимедийные эффекты повышают познавательную активность студентов за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Наиболее эффективно – применение презентации. Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой преподаватель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
2) игровые формы обучения, информационные игры – игры, основанные на информационных процессов: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр. Например, игры на передачу информации (в этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации).
3) для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных на уроках контроля знаний, повторения и закрепления я применяю контролирующие и тестирующие программы (например, программа Tester разработана сотрудниками ОУ, в котором я работаю). ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
4) для активизации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности использую: моделирование, метод проектов, разработку мультимедийных презентаций, кроссвордов, ребусов, развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
5) кроме перечисленных выше методов, я активно использую электронные образовательные ресурсы, образовательные электронные издания, среду дистанционного обучения с открытым исходным кодом - Moodle.
Можно сделать вывод, что использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.