Статья Эффективные методы аттестации обучающихся в доп. образовании. Автор: Дубняк Наталья Владимировна

Автор: Дубняк Наталья Владимировна
Педагоги дополнительного образования, в отличие от общеобразовательных учреждений, свободны в выборе форм аттестации и мне кажется, что лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Наши педагоги уже используют самые разные традиционные и нетрадиционные формы проверки полученных навыков – это и игра, и конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Являясь педагогом объединения художественной направленности, одной из основных задач при работе с детьми считаю развитие творческих способностей, творческого воображения. Именно поэтому для себя я нашла вот такой способ отслеживания уровня развития творческого воображения обучающихся, как использование тестов креативности Элиса Торренса.


Автор: Дубняк Наталья Владимировна

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Озёрск Челябинской области

Дубняк Наталья Владимировна

 

Эффективные формы аттестации обучающихся в дополнительном образовании

 

Сегодня в педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения, а это значит, что проверяют педагоги не столько знания, умения и навыки обучающихся, сколько эффективность самой программы.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля или аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. С моей точки зрения важно, чтобы содержание контроля не ограничивалось только информацией о пройденном материале, но включало в себя и действенно-практический опыт обучающихся.

Педагоги дополнительного образования, в отличие от общеобразовательных учреждений, свободны в выборе форм аттестации и мне кажется, что лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Наши педагоги уже используют самые разные традиционные и нетрадиционные формы проверки полученных навыков – это и игра, и конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Являясь педагогом объединения художественной направленности, одной из основных задач при работе с детьми считаю развитие творческих способностей, творческого воображения. Именно поэтому для себя я нашла вот такой способ отслеживания уровня развития творческого воображения обучающихся, как использование тестов креативности Элиса Торренса.

Элис

Торренс

прославился своими исследованиями природы творчества,

является

создателем Теста оценки Творчес

кого Мышления

Торренса

(ТОТМТ).

 

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов т

ворческ

ой деятельности человека

Почему такое большое внимание я уделила именно анализу развития у детей творческого воображения?! На своих занятиях я часто даю детям задание, выполнить ту или иную работу, опираясь на образец. Также им даётся возможность по желанию вносить дополнения в работу, либо согласно теме выполнить полностью самостоятельную поделку. После анализа проведенной работы оказалось, что большинство детей обладают низким уровнем развития творческого воображения. В основном, дети шаблонно выполняют работы.

Воображение является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Предлагаю вашему вниманию тест Э. Торренса "Неполные фигуры".

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

В результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся:

Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).

Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

Такого рода композиции расцениваются как повторяющиеся, из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи, с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности.

В ходе работы мной были сделаны следующие выводы: на своих занятиях тесты Торренса удобно и интересно использовать не только для развития творческого воображения, но и для определения его уровня в ходе аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x