"Эффективные методы работы в системе дополнительного образования детей" | Кожевникова Елена Александровна. Работа №359122
Педагог дополнительного образования должен иметь представление о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные возможности. Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. В статье рассматриваются наиболее распространенные классификации методов обучения.
Кожевникова Е.А.,
методист МУ ДО ЦДТ Г.о. Подольск
Эффективные методы работы в системе дополнительного образования детей
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие личности.
Педагог дополнительного образования должен иметь представление о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные возможности.
«Метод» - по-гречески - «путь к чему-либо» - способ достижения цели. Метод обучения – способ приобретения знаний. Т.е. метод - обязательный элемент любой деятельности, в том числе и педагогической. Существуют различные подходы к определению этого понятия.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания.
Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.
Классификация методов обучения по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту:
по уровню активности
обучающихся
:
- пассивные (обучающиеся слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи);
- активные (методы, которые организуют самостоятельную работу обучающихся, взаимодействие с педагогом, с обучающимися, требует обязательной обратной связи);
по источнику получения знаний
:
- словесные (живое слово учителя, работа с книгой);
- наглядные (работа с наглядным материалом);
- практические (изучение окружающей действительности).
Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину по характеру познавательной деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный (обучающиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем);
- частично-поисковые (эвристические).Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательские (овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить:
- находящийся отдельно метод обучения не может обеспечить результатов в полной мере;
- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;
- наибольшего эффекта можно достигнуть, используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.
В системе образования достаточно долго доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Обучающийся был получателем готовой информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно обеспечивать саморазвитие обучающихся. Во главу угла ставится развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого процесса:
«Мозговой штурм»
-
о
перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
- п
омогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня
.
«
Синектика
»
- м
етод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников
.
Морфологический метод
- п
одбор возможных решений для отдельных частей задач и последующим систематизированном получение их сочетаний (
комбинировании
).
Практические рекомендации:
Проанализируйте свою программу на предмет используемых Вами педагогических методов.
Достаточен ли набор методов для достижения тех результатов, которые предполагает реализуемая Вами программа?
Подумайте, какие еще методы Вы можете включить в свою практическую деятельность?