Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Эффективные методы работы в системе дополнительного образования детей" | Кожевникова Елена Александровна. Работа №359122

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Педагог дополнительного образования должен иметь представление о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные возможности. Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. В статье рассматриваются наиболее распространенные классификации методов обучения.

 

Кожевникова Е.А.,

методист МУ ДО ЦДТ Г.о. Подольск

Эффективные методы работы в системе дополнительного образования детей

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие личности.

  Педагог дополнительного образования должен иметь представление о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные возможности.

 «Метод» - по-гречески - «путь к чему-либо» - способ достижения цели. Метод обучения – способ приобретения знаний. Т.е. метод - обязательный элемент любой деятельности, в том числе и педагогической. Существуют различные подходы к определению этого понятия.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания.

Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.

Классификация методов обучения по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту:

по уровню активности

обучающихся

:

- пассивные (обучающиеся слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи);

- активные (методы, которые организуют самостоятельную работу обучающихся, взаимодействие с педагогом, с обучающимися, требует обязательной обратной связи);

по источнику получения знаний

:

- словесные (живое слово учителя, работа с книгой);

- наглядные (работа с наглядным материалом);

- практические зучение окружающей действительности).

  Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину по характеру познавательной деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративные (педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный бучающиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем);

- частично-поисковые (эвристические).Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательские (овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить:

- находящийся отдельно метод обучения не может обеспечить результатов в полной мере;

- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;

- наибольшего эффекта можно достигнуть, используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

В системе образования достаточно долго доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Обучающийся был получателем готовой информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно обеспечивать саморазвитие обучающихся. Во главу угла ставится развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого процесса:

«Мозговой штурм»

-

о

перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

- п

омогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня

.

«

Синектика

»

- м

етод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников

.

Морфологический метод

- п

одбор возможных решений для отдельных частей задач и последующим систематизированном получение их сочетаний (

комбинировании

).

Практические рекомендации:

Проанализируйте свою программу на предмет используемых Вами педагогических методов.

Достаточен ли набор методов для достижения тех результатов, которые предполагает реализуемая Вами программа?

Подумайте, какие еще методы Вы можете включить в свою практическую деятельность?

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×