Экологическая прогулка

Автор: Бабаева Надежда Викторовна

Экологическая и познавательная прогулка 

Наш край называют краем лесов и рек. Детей старших групп мы знакомим с трудом лесоводов: приглашаем в детский сад работников местного лесничества, организуем экскурсии в лес, питомник.

На одной из экскурсий дошкольники увидели огромное поле саженцев. Узнали, как много усилий и времени требуется, чтобы из маленького семечка выросло большое дерево. Рассказы лесоводов раскрыли детям многие тайны леса, помогли понять: лес – наше богатство, его надо беречь.

На территории детского сада растут деревья, кустарники, выращенные в нашем Ивантеевском питомнике. Ребята постоянно наблюдают за ними: поливают, рыхлят землю.

Во время экскурсии ребята не только внимательно слушали взрослых, но сами проявляли интерес к теме: читали стихи, вспоминали загадки, пословицы о лесе, задавали вопросы.

Были организованы экскурсии в лес для знакомства с его обитателями. После беседы о муравьях дети идя по лесной тропинке, старались быть внимательными, чтобы не наступить на них. Ребята знали. Что эти насекомые приносят большую пользу, что муравьи – санитары леса.

Однажды во время прогулки дети увидели выпавшего из гнезда птенца и захотели взять его в группу. Но мы объяснили, почему нельзя приносить из леса птенцов, ежей и других зверей.

Мы проводили с детьми беседы о птицах, об их пользе, наблюдали за ними. На спортивном участке в скворечниках каждый год живут скворцы. Обращаем внимание детей на поведение птиц:

- Смотрите, сорока что-то в клюве несет.

-  Вороны ссорятся из-за чего-то?!

Знания и представления, полученные во время экскурсий, помогли детям при оформлении альбома «Круглый год», папки-раскладушки «Лес – наше богатство», при подготовке гербария (растения нашего края).

В подготовительной группе были проведены открытые занятия по теме «Жалобная книга природы» по трем временам года – осень, зима, весна.

Как-то на прогулке на участке с березы упала гусеница очень яркой расцветки. Артур положил ее на ладонь и начал рассматривать. К нему присоединились другие ребята. Одни доказывали, что гусеница вредитель, другие – защищали ее, говорили, что из нее получится красивая бабочка. Спорили долго, каждая сторона приводила свои доводы, и лишь Артур молчал, ему до слез было жаль гусеницу, которая спокойно ползала по его руке. «Ребята, как же можно такую красивую убивать?» - наконец произнес он. И все ребята заулыбались. Мне пришлось только подтвердить правильность принятого решения. Я им рассказала, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны насекомые приносят пользу, с другой – вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.

Эмоциональность, увлеченность детей, убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознания влияния деятельности человека на природу. Старшие дошкольники способны уже понимать связь комплекса признаков, зависимость существования живого существа одновременно от ряда условий (например, растениям, кроме воды, нужны тепло, свет, плодородная почва; рыбы в аквариуме н могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, корма и т.п.).

Важные признаки живого – способность к обмену веществ (питание), росту, развитию и размножению – занимают второстепенное место как в представлении о животных, так и в представлении о растениях.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Непосредственное природное окружение – уголок или комната природы, зимний сад, участок детского сада – позволяют организовать систематические наблюдения за растениями и животными, приобщить детей к регулярному труду по уходу за ними.

Постоянное общение с животными, выращивание цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это необходимые условия выработки у детей навыков заботливого гуманного отношения ко всему живому, условия , при которых формируются отчетливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.

 Старший воспитатель МБДОУ ЦРР  

д/с №17 «Петушок»

БабаеваН.В.

 

Экологическая прогулка

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x