Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологические проблемы малых рек Починковского района ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Наумова Ольга Сергеевна

Экологические проблемы малых рек Починковского района

на уроках географии.

 

Современное общество, ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, требует от общеобразовательной школы, формировать у учеников целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Особую роль в решении новых образовательных задач принадлежит экологическому образованию, которое позволяет переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь. Изучение экологии своей местности предполагает культурно-краеведческий принцип, учитывающий разные способы познания, личный социальный опыт, конкретность и наглядность в изучении ближайшего окружения.

                 Учителю географии, как особенного предмета, рассматривающего  естественно-научные и социальные аспекты, необходимо заниматься  проблемой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся, поиска и широкого использования форм и методов воспитания экологической грамотности у школьников, стимулирующих сознательное отношение к проблемам экологии. В рамках программного материала по географии эта проблема недостаточно глубоко и осознанно осваивается учащимися. Перед школой стоит задача  актуализации практической значимости экологических знаний, развития у детей нравственных представлений о взаимоотношениях природы и человека. «Здание экологии» должно создаваться на «глазах» обучающихся с их активным и творческим участием. Образовательные и воспитательные задачи обучения экологической грамотности следует решать комплексно, с учетом индивидуальных особенностей детей. Для работы в этом направлении можно  использовать различные формы внеурочной и внеклассной работы: лекции, беседы, решение экологических задач, экологические уроки, встречи со специалистами, населением, экскурсии, проведение природоохранных акций, экологические конкурсы. Учащимся нашей школы особенно интересны экологические проблемы, связанные с водными объектами. Эти проблемы дети сами видят на примере своей местности. Значимость рек для населения учащимся понятна и наглядна. Дети видят, как загрязняются реки, что с ними происходит. Поэтому они с удовольствием и активно участвуют в экологических мероприятиях и природоохранных  акциях. Ежегодно  проводятся с учащимися экологические уроки такие как «Вода – это жизнь», «Гидросфера и человек».  Дети участвуют в природоохранных акциях: «Чистодвор», «Раскрасим планету в зеленый цвет». Для учащихся 5-6 классов проводится экологический урок «Мыслить глобально – действовать локально». Вопросы, которые затрагиваются  на уроке, интересны и понятны всем ребятам этого возраста. Проблемы экологии приходится решать взрослым и ответственным людям, но экологическая культура в каждом человеке должна закладываться уже в детском возрасте.  На простых примерах и,  исходя из собственного опыта, детям  понятно, что происходит с нашими реками. Каждый из присутствующих на уроке неоднократно сам был участником экологических акций, проводимых на реках Алатырь и Альзя, расположенных  в нашей местности. Проблема экономии воды также понятна ребятам, ведь сейчас все платят деньги за пользование водой, устанавливают счетчики расхода воды. Дети с удовольствием осознают свою роль в решении проблем экономии воды и чистоты водоемов. Одна из главных задач урока донести детям их причастность к мировым экологическим проблемам и их возможность изменить жизнь к лучшему. Местные экологические проблемы рассматриваются на простых и доступных примерах и опытах.

В Починковском районе, где мы живем, протекают небольшие реки, относящиеся к бассейну Волги и Суры: река Алатырь и ее притоки, в том числе река Рудня.[5] Основная протяженность всей речной сети приходится на долю именно малых рек и ручьев. Практически везде они подвержены еще более мощному антропогенному воздействию, чем крупные водотоки. А ведь именно малые реки формируют сток крупных рек, велико их значение в жизни сел и городов. Наше село Пузская Слобода располагается на двух небольших речках  Алатыре и Альзе.   В течение многих десятилетий на Алатыре устанавливались плотины, речная вода приводила в действие мельницу, заходила во все низины, протоки, создавая благоприятные условия сенокосным угодьям и пашне. Даже расположение улиц обусловливалось наличием рек. Ученые-экологи бьют тревогу – большинство малых рек находится на стадии обмеления или уже исчезновения. Почему мелеют малые реки и можно ли их спасти? Воздействие человека направлено на различные компоненты природных комплексов, изменение которых обусловило возникновение  рассматриваемой нами проблемы. Дети могут самостоятельно назвать  причины обмеления и исчезновения малых рек антропогенного характера (вырубка лесов, распашка поймы реки, возрастающие водозаборы, отбор грунтовых вод, осушение болот, разрушение русла рек и др.) и предложить способы защиты рек.[3]

        Другой, не менее значимой проблемой, является проблема сброса неочищенных от загрязнителей сточных вод в водоемы области. Люди с давних времен закапывают мусор в землю. Загрязняющие вещества распространяются на большие расстояния, могут попасть в поверхностные и подземные воды, где берут воду для питья и приготовления пищи. Свой вклад в дело охраны вод может внести каждый человек, и даже ребенок. Каждый человек может экономить воду, даже с помощью небольших изменений наших привычек. 

        

 

Каждый из нас несет ответственность перед памятью предков, перед будущими поколениями за сохранение уникальности планеты Земля. Единственным способом достигнуть такого результата является деятельность во имя этой великой идеи, которая наиболее емко выражается словами: «Мыслить глобально, действовать локально». Это значит стремиться к благополучию Планеты, действуя в том малом пространстве, в котором нам суждено жить. Для нас таким пространством является Нижегородская область, Починковский район.

Пожалуйста, подождите.
x
×