«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника» ☼
Автор: Важенцева Инна Геннадьевна
«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника»
Автор: Важенцева Инна Геннадьевна, воспитатель высшей категории
Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№122 «Красное солнышко»
Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов и актуальным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
Беседуя с детьми, я поняла, что ребята очень мало знают о насекомых. Многие дети с отвращением относятся к ним. Некоторые дети боятся насекомых, губят их, потому что не знают о пользе, которую они приносят. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Поэтому в нашей группе была организована проектная деятельность по теме: «Маленькие жители Земли». Проект был направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир.
Я предположила, что погружение в мир насекомых поможет воспитанникам по-новому взглянуть на их роль в жизни различных растений и животных, осознать зависимость численности и жизнеспособности самых маленьких обитателей нашей природы от экологического состояния окружающей среды.
Передо мной была поставлена цель - углубить знания детей о многообразии насекомых населяющих наш родной край; научить различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы; сформировать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
В процессе осуществления проектной деятельности решались следующие задачи:
1. Расширить знания детей о новых, еще неизвестных для них, насекомых (их внешнем виде, особенностях строения, поведения, значимости в природе).
2. Закрепить умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
3. Закрепить умение воспроизводить полученные впечатления в творческой деятельности.
4. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношениек природе.
5. Обогатить словарный запас экологическими терминами, развивать связную речь детей.
6. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.
7. Формировать умение решать проблемные ситуации экологической направленности.
8. Развивать двигательную активность детей.
Предполагаемый результат проекта:
- Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения образовательной деятельности.
- Презентация собранных материалов (выставки детских рисунков, поделок; выставки поделок, сделанные родителями; выставки коллекций игрушек, книг, пособий о насекомых)
- Изготовление декораций, костюмов драматизации сказки о насекомых.
Итак, на первом этапе работы над проектом была поставлена цель, исходя из интересов и потребностей. Дошкольники вовлекались в решение проблемы. Определились задачи и предполагаемый результат проекта. Был намечен план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей. Собирался материал, информация о насекомых.
С родителями группы был обсужден план о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта. Давались домашние задания родителям и детям. Проводились консультации для родителей: «Если ребенок боится насекомых», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Родители с детьми составляли и записывали рифмовки о насекомых; помогли в изготовлении костюмов для сказки о насекомых; принимали активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала на тему «Наши меньшие друзья».
Второй этап работы предполагал проведение намеченных мероприятий:
- Оформление групповой библиотеки «Обитатели планеты»;
- Фотовыставки, стенгазеты с мест наблюдений;
- Коллекция дидактических игр по теме проекта;
- Коллекция иллюстраций;
- Коллекция поделок «Насекомых»;
- Выставки детских рисунков и поделок;
- Изготовление коллажа «Маленькие жители большой Земли»;
- Разработка сценария сказки;
- Создание «Книги экологических правил».
Третьим этапом стала разработка модели проекта на основе правил поведения при встрече с насекомыми и в целом в природе.
На следующем этапе проекта была выпущены «Книга экологических правил», создан коллаж «Наши соседи», составлена сказка о насекомых в стихотворной форме.
Заключительным этапом проекта стала Презентация нашей деятельности: драматизация сказки о насекомых «Наши меньшие друзья». Данная сказка была показана родителям группы, детям нашего детского сада. В рамках городского театрального фестиваля, на котором мы представили спектакль по мотивам сказки о насекомых, мы одержали победу и были отмечены дипломом группы компаний «Эковоз» «За чуткое и бережное отношение к природному миру».
Подводя итоги проделанной работы, могу отметить следующее:
в процессе работы над проектом у детей расширились знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. Ребята научились находить сходства и различия насекомых, узнали о пользе насекомых. Было отмечено детьми разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. В процессе реализации проекта дети познали мир насекомых, научились смотреть на него со стороны настоящих исследователей; научились бережно относится ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых. У детей сформировано чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям нашей планеты.
Таким образом, можно сделать вывод: воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует развитию самосознания дошкольника.