«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника»

Автор: Важенцева Инна Геннадьевна

«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника»

Автор: Важенцева Инна Геннадьевна, воспитатель высшей категории

Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№122 «Красное солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

 

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов и актуальным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Беседуя с детьми, я поняла, что ребята очень мало знают о насекомых. Многие дети с отвращением относятся к ним. Некоторые дети боятся насекомых, губят их, потому что не знают о пользе, которую они приносят. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Поэтому в нашей группе была организована проектная деятельность по теме: «Маленькие жители Земли». Проект был направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир.

Я предположила, что погружение в мир насекомых поможет воспитанникам по-новому взглянуть на их роль в жизни различных растений и животных, осознать зависимость численности и жизнеспособности самых маленьких обитателей нашей природы от экологического состояния окружающей среды.

Передо мной была поставлена цель - углубить знания детей о многообразии насекомых населяющих наш родной край; научить различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы; сформировать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

В процессе осуществления проектной деятельности решались следующие задачи:

1. Расширить знания детей о новых, еще неизвестных для них, насекомых (их внешнем виде, особенностях строения, поведения, значимости в природе).

2. Закрепить умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.

3. Закрепить умение воспроизводить полученные впечатления в творческой деятельности.

4. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношениек природе.

5. Обогатить словарный запас экологическими терминами, развивать связную речь детей.

6. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.

7. Формировать умение решать проблемные ситуации экологической направленности.

8. Развивать двигательную активность детей.

Предполагаемый результат проекта:

- Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения образовательной деятельности.

- Презентация собранных материалов (выставки детских рисунков, поделок; выставки поделок, сделанные родителями; выставки коллекций игрушек, книг, пособий о насекомых)

- Изготовление декораций, костюмов драматизации сказки о насекомых.

Итак, на первом этапе работы над проектом была поставлена цель, исходя из интересов и потребностей. Дошкольники вовлекались в решение проблемы. Определились задачи и предполагаемый результат проекта. Был намечен план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей. Собирался материал, информация о насекомых.

С родителями группы был обсужден план о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта. Давались домашние задания родителям и детям. Проводились консультации для родителей: «Если ребенок боится насекомых», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Родители с детьми составляли  и записывали рифмовки о насекомых; помогли в изготовлении костюмов для сказки о насекомых; принимали активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала на тему «Наши меньшие друзья».

Второй этап работы предполагал проведение намеченных мероприятий:

- Оформление групповой библиотеки «Обитатели планеты»;

- Фотовыставки, стенгазеты с мест наблюдений;

- Коллекция дидактических игр по теме проекта;

- Коллекция иллюстраций;

- Коллекция поделок «Насекомых»;

- Выставки детских рисунков и поделок;

- Изготовление коллажа «Маленькие жители большой Земли»;

- Разработка сценария сказки;

- Создание «Книги экологических правил».

Третьим этапом стала разработка модели проекта на основе правил поведения при встрече с насекомыми  и в целом в природе.

На следующем этапе проекта была выпущены «Книга экологических правил», создан коллаж «Наши соседи», составлена сказка о насекомых в стихотворной форме.

Заключительным этапом проекта стала Презентация нашей деятельности:  драматизация сказки о насекомых «Наши меньшие друзья». Данная сказка была показана родителям группы, детям нашего детского сада. В рамках городского театрального фестиваля, на котором мы представили спектакль по мотивам сказки о насекомых, мы  одержали победу и были отмечены дипломом  группы компаний «Эковоз» «За чуткое и бережное отношение к природному миру».

Подводя итоги проделанной работы, могу отметить следующее:

в процессе работы над проектом у детей расширились знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. Ребята научились находить сходства и различия насекомых, узнали о пользе насекомых. Было отмечено детьми разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. В процессе реализации проекта дети познали мир насекомых, научились смотреть на него со стороны настоящих исследователей; научились бережно относится ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых. У детей сформировано чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям нашей планеты.

 

Таким образом, можно сделать вывод: воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует развитию самосознания дошкольника.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x