Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в процессе ознакомления с природой родного края ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Давыдова Светлана Александровна, Платошина Елена Владимировна

 

 

  Любовь   к родному краю начинается с любви к природе. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Для чего нужно изучать природу родного края? Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой –способствует сознанию важности окружающего мира.  Природа –неиссякаемый источник духовного обогащения. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве. У дошкольников с нарушением зрения из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов. Природа обладает большими познавательными и речевыми возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребенка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.

Задачи по экологическому воспитанию необходимо решать не только на занятиях (в образовательной деятельности), но и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей: в игре, в процессе наблюдений, ежедневных прогулок, экскурсий, походов, чтения художественной и познавательной литературы и  т.д.

Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (познавательной, игровой, трудовой и др.).

   Экологическое воспитание детей с нарушением зрения, направлено на решение следующих задач:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Решаем эти задачи посредством современных образовательных и коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения. 

       Одной из развивающих технологий является игра. Игра для ребенка с нарушением зрения становится не только основной формой развития, но и средством коррекции разных видов деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети со зрительной патологией самоутверждаются в среде сверстников. 

  Использование игры как средства экологического воспитания детей с нарушением зрения важно по следующим причинам:

- она развивает познавательные способности и речь, способствует становлению личности, сохранению здоровья, кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она широко используется в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;

-   доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

-  ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

-    в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

-    экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят и активнее используются в их самостоятельной игровой деятельности, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Элементы сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе родного края, создают эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Игра, вызывающая эмоциональную реакцию, формирует у детей положительное отношение к животному и растительному миру. Детям можно предложить следующие сюжетно-ролевые игры: «На улицах города», «Овощной магазин», «Подводный мир», «На лесной поляне», «В гостях у лесовичка»,«Здравствуй, здравствуй, добрый лес», «На ферме», «В саду –в огороде». 

  Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой –это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые могут создаваться педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях, разных мероприятиях повседневной жизни и благодаря которым, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение поможет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

  Для обучения можно использовать различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, игровые действия, ролевые взаимоотношения. Игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. 

   В своей работе педагоги могут использовать три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые обладают различными дидактическими возможностями: с игрушками-аналогами, литературными персонажами, героями детских телепередач, мультфильмов и игры-путешествия.

    Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек –сопоставление живого объекта с неживым аналогом.

    Второй тип игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. Кукол (персонажей сказок) с опорой на их «литературную биографию» хорошо использовать на экологических занятиях. Для этой цели можно использовать образы Незнайки, Домовенка Кузи, Дядюшки Ау, Айболита, Красной Шапочки, Чебурашки и др.

   Третий тип игровых обучающих ситуаций – игра в путешествия («Путешествие в заповедник», «Экспедиция на Север», «Экскурсия в зоопарк», «В лес за грибами» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры необходимо продумать таким образом, чтобы дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах.

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Организовать прогулки и экскурсии можно в разное время года, в парк, в сквер, в урочище Монастырская гора, в места расположенные рядом с детским садом, в городской парк, на набережную (в сопровождении родителей). Обязательно заранее необходимо продумать цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провести предварительную беседу с детьми.

 В процессе ознакомления детей с природой города Сызрани и Самарской области рекомендуем педагогам организовать экскурсии: в МБУ «Краеведческий музей г.о. Сызрань», где можно посетить экскурсии по разделам экспозиции  музея: «Природа нашего края», «Птицы леса», «Рыбы рек Сызрани и Сызранского района», «Экология Самарской области», «Краснокнижные животные Самарской области», «Краснокнижные растения Самарской области», «Среда обитания», «Самарская губерния – знакомая и незнакомая», «Самарская губерния – наш общий дом»; персональные выставки работ сызранских художников И.И. Кузина, А.А. Леднева, В.И. Тайдакова «Моя провинция»; выставки «Три художника о родине». Также можно посетить «Городской выставочный зал г. Сызрани» – особняк Чернухина, который является памятником деревянного зодчества федерального значения. Использование лексического материала краеведческого содержания позволит ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудит в нем эмоционально-чувственное отношение к природе нашего края.

Также педагогам предлагаем провести экскурсии по темам: «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие должны принимать родители. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, составлять описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем с детьми подготовительной группы можно наблюдать пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек, рассматривать жука - водомерку, мальков рыб, рассмотреть и запомнить названия цветов. Прогулки обязательно сопровождать чтением художественной литературы: о цветах «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек», о деревьях «Люблю березку русскую» А. Прокофьева, «Береза» Рожденственский. и др., загадки о растениях и насекомых. Дети охотно их запоминают и рассказывают в самостоятельной деятельности. Во время прогулок собирать семена цветов, различный природный материал для будущих композиций.

  В самостоятельной и совместной с детьми деятельности необходимо использовать дидактические игры экологической направленности. Такие игры, как «Охотник и пастух», «В поле, в саду, в огороде», «Чьи детки?», «Что перепутал художник?», «Кто лишний?», «Кто где живет?», «Назови друзей леса», «Кто кого боится?», «С какого дерева лист?», «Грибная поляна», «Найди животных нашего края», «Кто живет в озере?», «Заселим озеро», «Природа и человек», «Зимние запасы», «Что нам нужно взять в поход?», «Узнай дерево по силуэту», «На что похоже» (соотнести природный объект с предметом), «Кто спрятался в лесу» (среди листвы найти животного), «Заколдованный лес». Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, подбирая игры, нужно проследить внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Закрепляя полученные знания по экологическому воспитанию можно использовать цикл развивающих занятий с использованием логических блоков З. Дьенеша. Использование карточек-схем в игре развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умений запоминать информацию о них. Например, цикл игр: «Цветы», «На огороде», «В осеннем лесу», «Путешествие на птичий двор», «Теремок» и др. Во время игр предлагаем использовать записи классической музыки.

    В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения: формируются умения детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии. Для этого можно использовать различные модели, схемы, знаки, символы.  Возможно использование модели в процессе составления рассказов о природе, животных, птицах, цветах в младшем и среднем дошкольном возрасте с детьми с нарушением зрения.  В младшем возрасте дети составляют короткие рассказы, а в старшей группе, с опорой на модели, дети составляют развёрнутые рассказы о временах года, природных явлениях, животных, птицах. В старшем дошкольном возрасте, на более сложном этапе, дети сами могут зарисовывать с помощью символов – знаков признаки объекта (животного, птицы, растения) и составлять рассказы или придумывать сказки. В моделировании предлагаем использовать такие дидактические игры и упражнения: «Что сначала, что потом?», «Дерево и куст», «Посади дерево», «Посади огород», «История семечка», «В гости к первоцветам», «От зернышка до булочки», «Составь рассказ», «Придумай экосказку» и др. Освоив моделирование, ребенку можно предложить создание макетов (игровой площадки, участка, территории детского сада, улицы, города), затем использовать их в игре («Чьи следы?», «Где, чей домик?»).

Помогает детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории дошкольной организации. После изготовления карты-схемы – прохождение маршрута и описание всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, небольшой уголок леса, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветник, где занимаются и трудовой, и познавательно-исследовательской деятельностью, место для отдыха и занятий спортом.  

  Одним из эффективных методов работы по ознакомлению с природой родного края с детьми с нарушением зрения является проектная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими в доступной форме необходимых научных знаний.

Экологические проекты – это увлекательная для детей игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».  По экологическому воспитанию детей с нарушением зрения предлагаем педагогам следующие проекты: «Чудеса на огороде», «Царица-водица», «Цветы вокруг нас», «Чем мы дышим», «Огород на окне», «Веселые капельки», «Может ли воздух быть сильным», «История края», «Экология души».  Основной целью, которых, является развитие познавательных и творческих возможностей детей; развитие мышления, воображения, связной речи, умения видеть в самых простых вещах что-то необычное, чудесное и немного волшебное; формирование бережного отношения к природе и заботы о ней.

Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе в группах предлагаем организовать «центр воды и песка», «центр науки и естествознания». В них воспитанники могут превратиться в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения с разными природными материалами. Чтобы каждый ребенок имел возможность проводить опыт самостоятельно, испытал при этом радость открытия и мог сравнить результаты собственной работы с результатами других детей. В центрах необходимо иметь следующее оборудование: небольшие столики, стулья, микроскопы, различные лупы, на полках бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы для проведения опытов (стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других продуктов, коробки из-под конфет, тортов и т.п.), пластмассовые ложки, палочки, ножи, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования, салфетки, пробирки, камешки, песок и пр.  В этих «центрах» возможно использование дидактических игр с элементами экспериментирования, цель которых – развитие познавательной активности, умения сравнивать и делать простые выводы, способствование расширению представлений о свойствах и качествах природных материалов (воды, воздуха, песка, глины, снега и т.д.).

При проведении занятий по экологическому воспитанию с детьми с нарушением зрения обязательное использование специального наглядного материала: картин, реальных предметов и игрушек, сказочных персонажей и т.д. При работе с наглядным материалом необходимо соблюдать следующие требования:

-       При восприятии картин детям предоставлять возможность рассматривать их более длительное время 3-5 минут.

-       Детям с низкой остротой зрения предлагать посмотреть картину вблизи.

-       Во время ответа на вопросы дети должны подходить к картине. Картина должна быть: контрастной; лаконичной, без лишних деталей; с ясным композиционным построением; с насыщенными по тону цветами; иметь простые формы изображения.

-       Постоянное оречевление увиденного.

-       Демонстрировать картину на фоне (лучше зеленого цвета).

-       По возможности картине должен предшествовать натуральный объект.

-       Посадка детей при рассматривании картины (фронтальной) полукругом, источник света сзади.

-       Дети отвечают не вставая, чтобы не нарушать фиксацию взора.

-       Величина демонстрационных объектов должна быть не менее 15-20 см (при использовании натуры не менее 20-25 см).

В настоящее время в образовательном процессе дошкольных учреждений широко применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления. Для знакомства детей с природными богатствами родного края педагогам предлагается использование обучающих презентаций по темам: «Бабочки Самарской Луки», «Путешествие в удивительный мир животных Самарской Луки», «Самые необычные птицы Самарской Луки», «Подводный мир», «Реки Сызрани (Волга, Сызранка, Крымза, Кубра, Кашпирка)», «Красная книга Самарской области», «Родные просторы», «Друзья, которые всегда рядом», «Лекарственные растения Самарской области», «Моя маленькая Сызрань». Просмотр видеофильмов о Самарской Луке, о Сызрани.

   Ни самый яркий рассказ, ни картинки не могут в этом возрасте заменить непосредственного общения с природой. Большое значение необходимо уделяем обогащению зрительного опыта. Через общение с природой обогащается речь ребенка, делая ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. У дошкольников с патологией зрения зрительное обследование и выделение признаков явлений природы происходит следующим образом.

1.Непосредственные наблюдения (с участием педагога) за природой во время целевых прогулок, на экскурсии (например, на территории детского сада, в парке, в лесу). Если нет возможности вывести детей за пределы территории детского сада, то педагог предлагает родителям сходить с ребенком в парк или лес. При этом он обязательно предварительно консультирует родителей, на что обратить внимание ребенка, что показать ему, дать потрогать, понюхать и т.п.

2. Самостоятельное выделение ребенком определенных признаков, характеризующих то или иное явление природы.

3. Осмысление происходящих в природе процессов (с помощью объяснений педагога).

4. Описание ребенком воспринятых им признаков явлений природы (по вопросам и направляющим инструкциям педагога).

5. Обобщение педагогом всей зрительной информации о данном явлении природы, полученной ребенком в процессе наблюдений и самостоятельного выделения характеризующих это явление признаков.

6. Самостоятельное описание ребенком данного явления природы (в совокупности всех его признаков).

7.   Объяснение ребенком сути происходящих явлений природы (с помощью наводящих вопросов педагога).

Родителей воспитанников также необходимо привлекать к решению поставленных задач в течении учебного года. Например, создание мини – музеев («Насекомые нашего края», «Дикие и домашние животные нашего края»), приглашение на экологические праздники: «День воды», «День птиц», «Прогулка в лес», «Земля –наш общий дом», проведение экологических акций: «Краше сделаем наш сад!», «Самая красивая клумба», «Украсим свой участок поделками» (из бросового материала, силами родителей), «День Земли»,  «Возвращайтесь птицы на Родину», «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов), развешивание скворечников к прилету птиц  в ходе которых не только уточняются и закрепляются правила поведения, но и отмечается важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края.

 Таким образом, при работе по ознакомлению с природой родного края, используя предложенные формы работы у дошкольников с нарушением зрения мы ожидаем следующий результат: при зрительном сравнении предметов окружающего мира повышается устойчивость зрительного внимания, улучшается зрительная память, стимулируется развитие всех зрительных функций, а также положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире. Эколого-развивающая среда даст детям с нарушением зрения больше возможности самостоятельно применять полученные представления и опыт, удовлетворит познавательный интерес, поможет испытать положительные эмоции и проявлять элементы экологической воспитанности. Используя различные современные образовательные технологии, можно сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Игровые обучающие ситуации помогут детям овладеть игровым действием, активно участвовать в создании воображаемой ситуации, получить новые знания, дадут им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, осознанное правильное отношение к объектам, явлениям природы и ко всему живому, что имеет большое значение для экологического воспитания. Ознакомление с природой родного края у дошкольников с нарушением зрения может развить духовно-нравственные качества, любовь к родной природе, желание общаться с природой и заботиться о ней, воспитать ответственность за все живое. Дети проявляют чувства гордости и восхищения природой города Сызрани и Самарской области. Дети знакомятся с разнообразием растительного и животного мира Самарской области, её экологией.

 

Литература:

1. Желуницына О.В. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения // Медработник дошкольного образовательного учреждения. № 2, 2013. –С.80 -86.

2. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. –Волгоград: Учитель, 2013.

3. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. –Москва: Мозаика-Синтез, 2013.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. –Москва: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 6, 2012.

6. Ремезова Л.А., Жабаровская Л.Н. Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами. –Самара: Издательство ПГСГА, 2011.

7. Токарев А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.

8. Царева О.Н., Горшенина Т.Е., Каспарова О.В., Лаврухина Л.А., Лапшина Т.В., Мишустина С.Ю., Соловьева Л.В., Щеповских  О.В. Детям – об искусстве родного края // Под ред. Т.А. Котляковой. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2012. – 64 с.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 SHAPE 

\* MERGEFORMAT

 

Работа с родителями

 

 

 

ИКТ

 

 

Моделирование

 

Специальная наглядность

 

Экологические проекты

 

Предметно-развивающая среда

 

 

Экскурсии

 

 

ИОС

 

 

Формы работы по экологическому

воспитанию дошкольников с нарушением зрения

 

Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения в процессе ознакомления с природой родного края

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×