Автор: Хамидулина Светлана Викторовна
Экологическое воспитание ребёнка в семье
Люди осваивают природу, изменяют ее и, изменяя и преобразуя ее, изменяются и сами. Чувство
природы, связанное с заботой о ней, преумножением ее богатств, обогащает самого человека, способствует его патриотическому, эстетическому, эмоциональному, нравственному и трудовому воспитанию.
Сама жизнь призывает Вас, уважаемые родители, к тому, чтобы Вы учили детей с ранних лет понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Любовь к ней зарождается на первых же прогулках. Детские впечатления обычно самые сильные, поэтому усвоенные в детстве правила поведения в природе и бережное отношение к ней ребенок, а в будущем взрослый человек, проносит через всю жизнь. К тому же общение с природой и для ребенка, и для родителей – источник здоровья.
В наше время Ваш гражданский родительский долг состоит прежде всего в том, чтобы сформировать у ребенка отвечающую требованиям современности психологическую позицию отношения к природе.
Совершая с ребенком прогулки в лес или в парк, обратите его внимание на то, что вокруг кипит жизнь: вот на цветке притаилась красивая бабочка, вот муравей тащит соломинку, вот вспорхнула и скрылась за деревьями птица.
Приучая детей наблюдать, надо в то же время прививать им навыки культуры поведения в природе, бережного отношения к ней.
А правила эти достаточно просты:
? Ходить в лесу, в парке надо по дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, их можно нечаянно раздавить.
? Не рви цветы, а любуйся их красотой.
§ Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян. Многие из этих растений занесены в Красную книгу.
? Не лови бабочек и других насекомых. Помни: они украшают природу и опыляют растения.
? Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке строили свой дом. Помни: муравьи – санитары леса.
? Не оставляй мусор в лесу, в парке. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.
? Разжигай костры только в специально приготовленном месте, а потом тщательно потуши его. Помни: на земле после костра пять лет не вырастет ни одно растение.
? Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы пища и лекарство для диких животных.
Экологические игры
«Разноцветные плоды»
Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.
Воспитатель выкладывает изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:
Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще?
Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?
Почему этот плод полезен (вреден?
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные
и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.
«Овощи- худышки» и «Овощи- толстячки»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»)?