Экология

Автор: Смирнова Ольга Юрьевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга»

 

 

 

 

Инновационный экологический проект

для детей старшей группы

« Деревья вокруг нас»

 

Воспитатель: Смирнова Ольга Юрьевна

1 квалификационная категория

 

 

 

 

Г. Родники, 2015 г.

 

                                                Девиз проекта:

Деревья -  украшение нашей земли,

                                      Без них не живут муравьи,  соловьи,

                          Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

                              Ни люди, ни птицы и ни слоны.

К. Назаров

 

Актуальность.

   В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.

 На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Суть моего  проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Гипотеза.

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта:  долгосрочный  ( с 01.03. 2014 по 01.03. 2015 гг.)

Участники проекта:

·        Дети старшей группы.

·        Родители воспитанников.

·        Воспитатели.

 

         Технология  реализации проекта.


 1 этап. Подготовительный: постановка целей и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с  дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. 
 2 этап.  Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. 
 3 этап. Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для взрослых участников проекта. 
        Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. 

 

 

Этапы реализации и проведения проекта.

1 этап – подготовительный.

·        Подготовка материалов и оборудования.

·        Работа с детьми.

·        Сотрудничество с родителями.

2 этап – исследовательский

·        Знакомство с деревьями.

·        Изучение листьев.

·        Изучение стволов и коры деревьев.

·        Изучение корней и почвы под ними.

·        Изучение влияния дождя, снега, инея для жизни деревьев.

 

3 этап – заключительный

 

·        Сочинение рассказов о жизни деревьев в разное время года.

·        Дидактические игры.

·        Музыкальные произведения.

·        Изодеятельность.

·        Оформление собранного материала (альбомы, гербарии, коллекция семян деревьев и др.)

·        Чтение художественной литературы о жизни деревьев.

·        Экологический КВН.

·        Тематические занятия по теме

·        Изготовление схем, карточек, рекомендаций по охране деревьев, кустарников вокруг нас.

·        Проведение тематических развлечений.

 

Объект исследования:

 

 В качестве объекта исследований  были выделены деревья, что обусловлено рядом причин.

 

·        Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.

·        Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.

·        Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

·        С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.

 

Цель проекта:

Расширять и уточнять знания детей о деревьях родного края

Задачи:

Обучающие:

·        Формировать  у детей представление о деревьях и их пользе для человека.

·        Формировать умение узнавать и различать деревья, растущие в Ивановской области  по внешним признакам.

·        Формировать понятия об основных потребностях деревьев в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития.

·        Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения

·                          Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них.

·                        Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.

Развивающие:

·        Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, наблюдательность;  желание получать новые знания.

·        Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

·        Продолжать знакомить детей  со стихами, песнями, загадками и рассказами о
деревьях.

 

  Воспитательные:               

·        Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям.

·        Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.

·        Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.

 

 

           Участники проекта:

·                   Дети.

·                   Воспитатели.

·                   Родители

 

           Методы реализации проекта:

 

 • Познавательная деятельность.

 • Художественно-творческая деятельность.

 • Речевая деятельность.

 • Игровая деятельность и двигательная.

 • Работа с родителями.

 

          Формы и методы работы с детьми.

 

          Познавательная деятельность:

·                   Тематические беседы: «О видах деревьев», « Чем деревья отличаются от других растений?», «Как появились деревья на территории детского сада?», « Кто сажает деревья в лесу?»,  « Как люди заботятся о деревьях?», « Почему деревья могут исчезнуть?», «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете? », «Деревья «Красной книги», «Почему желтеют и опадают листья? » и др.

·                   Экскурсии по территории детского сада и за её пределами.

·                   Наблюдения во время прогулок: « Деревья», « Русская берёза», «Листопад», «Осенние листья», «Семена деревьев», « Кора деревьев»,

«Деревья в инее» и др.

·                   Цикл познавательных занятий на темы: «Зелёный друг – дерево», «Дерево и его свойства», « Деревья - лёгкие земли», « Деревья родного края», «Деревья в разное время года», «Деревья в инее», « Хвойные и лиственные деревья», « Как люди используют дерево», « Пернатые друзья деревьев» , « Живы ли деревья зимой?», « Деревья нашего участка», « Правила друзей леса» и др.

·                   Совместная исследовательская деятельность: «  Ёсть ли у дерева соседи?»,

« Исследование  количества листьев деревьев в разное время года»,

« Рассматривание листьев разных деревьев, их сравнение», «Какого цвета листья в разные периоды года», « Запах листьев», « Как листья крепятся к ветке?»,

« Почему листья опадают?», « Куда деваются опавшие листья?», « Исследование коры, её запаха», « Можно ли помочь дереву, если кора повреждена?»,

« Исследование корней, почвы вокруг деревьев, кто живёт в корнях деревьев?»,

« Изучение состояния деревьев в дождливую и холодную погоду», « Как снег помогает дереву зимой», « Измерение глубины снежного покрова вокруг дерева», « Где снег быстрее тает, возле дерева или на открытой площадке, почему?», «Куда бегут ручьи, к дереву или от него?», « Любит ли дерево дождь?» , « Исследование спила дерева», « Изучение семян деревьев» , « Сколько дереву лет?» и др.

·        Просмотр презентаций: «Виды деревьев», « Русская красавица – берёза», « Целебные свойства берёзы», « Изделия из берёсты», «Деревья – целители».

·        Посещение детьми музея леса.

·        Ознакомление с художественной литературой.

·        Проведение дидактических и подвижных игр по теме.

 

 

Художественно – творческая деятельность.

·                   Рисование: «Золотая осень», «Лес осенью» (нетрадиционная техника – отпечатки осенних листьев), «Ветка рябины» (рисование методом тычка), « Дерево в непогоду» (рисование мазками), « Маленькой ёлочке холодно зимой», «Белоствольная красавица» (нетрадиционная техника), « Цветёт сирень»( рисование смятой бумагой), « Веточка вербы» ( тычок сухой кистью), « Наши деревья» ( нетрадиционная техника – рисование листом пекинской капусты), « Деревья зимой».

·                   Аппликация: «Такие разные деревья», «Ёлочка» ( техника – оригами), «Белая берёза» ( обрывная аппликация), декоративное панно из осенних листьев, « Осеннее покрывало из листьев».

·                   Лепка: барельеф « Осеннее дерево», «Гроздь рябины», « Ёлочка» (разными способами), « Лесной доктор», «  Лист дерева» ( барельеф).

·                   Конструирование: « Дерево» ( конструктивный способ) , « Ёлочка» (оригами).

·                   Составление гербария из листьев.

·                   Составление круга пользы дерева.

·                   Опыты: « Зачем растениям вода?», «Нужен ли свет деревьям?», « Живые ли деревья зимой?», « Спасают ли деревья от жары?», « Могут ли деревья жить без воды?» , « Наблюдение за изменениями веточек тополя и берёзы в вазе ранней весной».

Речевая деятельность.

·        Развитие речи:

·        составление рассказов по результатам исследовательской деятельности: « Наши деревья весной», « Наши деревья летом» , « Наши деревья осенью», « Наши деревья зимой», « Наши деревья в дождливую погоду», « Наши деревья в морозную, снежную погоду», « Друзья наших деревьев», « Наша помощь деревьям», составление рассказов по картине, заучивание пословиц и поговорок о деревьях, составление загадок о деревьях  детьми, решение

речевых логических задач: « Что за дерево такое?», « Почему у ёлки зелёные иголки?», « Чем питаются деревья?», « От семени до семени», « Беспечные туристы», разучивание  пальчиковой гимнастики: « Первые листочки», « Лесной куст в апреле», « Кленовый сок», « Ива зацвела», « В лесу весной», разучивание физкультминутки «Станем мы деревьями».

 

           Ознакомление с художественной литературой:

·        «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

·        «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

·        «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

·        «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

·        « Деревья. Какие они?» Т.А. Шорыгина.

·        « Почему деревья не ходят?» Б. Заходер.

·        « Берёзка» А. Прокофьев.

·        « Зелёный шум» Н. Некрасов.

·        « Дуб» И. Токмакова.

·        « Лес осенью» А. Твардовский.

·        « Листопадничек»  И. Соколов – Микитов.

·        Чтение рассказов В. Бианки.

·        Разучивание стихов о деревьях

Музыка:

·       « Времена года» П. И. Чайковский – слушание.

·       Разучивание песен о деревьях.

·       Разучивание хороводов о берёзе.

 

Игровая деятельность и двигательная деятельности.

·        Дидактические игры:

·        «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

·        «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

·        «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

·        «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

·        «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).

·        «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

·        «Что сначала, что потом».

·        « Чудесный мешочек». Цель: учить на ощупь определять плоды и семена деревьев.

·        « Найди пару».

·        « Лиственные и хвойные деревья». Цель: учить классифицировать деревья.

·        « Защитим наши деревья». Цель: придумать знаки охраны деревьев.

·        « Столовая для птиц». Цель: найти деревья на участке, которые кормят птиц.

Подвижные игры:

·        « Поймай листок».

·        « Листопад».

·        « К названному дереву беги».

·        « Узнай дерево».

·        « Мы осенние листочки».

 

Сюжетно – ролевые игры:

·       «Поездка в лес».

·       «Мы – егеря».

·        «Корреспонденты в лесу».

 

Игровые ситуации:

·        « Айболит лечит дерево».

·        « Кто обидел дерево?».

·       « Незнайка сажает дерево»

 

Формы и методы работы с родителями по проекту:

·        Анкетирование родителей.

·        Родительское собрание « Наши друзья – деревья».

·        Консультации: «Учите ребёнка любить природу», « Лечебное воздействие звуков леса», « Целительная сила ели», « Лес – наше богатство», « Целебные свойства берёзы».

·        Совместное изготовление с детьми поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».

·         Выставка « Дары осени».

·        Помощь в сборе листьев для гербария.

·        Участие в акции « Посади дерево».

·        Проведение викторины « знатоки природы».

·        Привлечение родителей к пополнению уголка природы природными материалами.

·        Выставка рисунков « Моё любимое дерево».

·        Изготовление кормушек для птиц.

 

. Предполагаемый результат:

Дети:

·        Дети научатся различать объекты живой и неживой природы, узнают много нового и интересного о деревьях (почему листва осенью опадает, зачем снег деревьям  и т.д.)

·        У детей появится осознанная потребность в общении с природой и желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

·        Разовьётся познавательная  активность, творческие и коммуникативные навыки.

·        Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнают о значении воздуха, солнца, осадков, почвы в жизни деревьев.

·        Дети узнают о пользе деревьев для человека, а также об их  целебных свойствах.

·        Дети овладеют навыками безопасного поведения в природе, а также  разовьётся понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

        Родители:

·        Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

·        Знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей

 

  

               Педагоги:  

·        Осуществляют инновационную деятельность.

·        Повышают профессиональный уровень.

·        Расширяют свой экологический обзор.

 

 Выводы:  

·        В результате реализации экологического проекта «Деревья вокруг нас» значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Деревья».

·        Углублены знания дошкольников о деревьях   родного края, их значении в жизни всего живого и в жизни человека.

·        Сформировано представление о деревьях, как живых существах и развито бережное отношение к ним.

·        Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов; поделок выполненных совместно с детьми) .

·        Пополнена эколого – развивающая среда ДОУ: макет сезонного дерева, гербарии листьев деревьев, дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, детские поделки,   природоохранными знаками (по теме проекта) .

 

Литература:

1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006

8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

9. Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Основная программа воспитания и обучения в детском саду» Издание 3е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика – Синтез» 2005.

10. Е.А. Алябьева « Природа. Сказки и игры для детей»,Москва  ТЦ « Сфера», 2014

11. Парамонова Л. « Конструирование из природного материала»    Дошкольное           воспитание. 2005г. 

12.            Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.

13. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.

14. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.

15. Иванова А. И. « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».  Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.

16. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.

17. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.

18. Рыжова Н.А . « Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники» . М. Линка - Пресс, 2002г.

19. . Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.

20. .Соломенникова О.  « Диагностика экологических знаний дошкольников» // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 


 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x