Эколого-гигиеническая оценка школьных помещений и здоровья учащихся | Дюсенбаева Нина Николаевна. Работа №206000
Автор: Дюсенбаева Нина Николаевна
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их значение позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели; уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответствующая его возрасту и др. Выдающийся отечественный физиолог Н.Е. Введенский писал, что каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и используется в дальнейшей жизни.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно–Казахстанская область
КГКП «Дворец творчества детей и молодежи»
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
ГУ «Школа-сад № 14 г Семей»
Эколого-гигиеническая оценка
школьных помещений и здоровья учащихся
Авторы: Нуржаубаева Карина-воспитанница кружка «Юный биолог»
Зыкова Таисья, Муратов Темирлан- воспитанники кружка «Юный эколог» на базе СОШ № 14
Руководители: Дюсенбаева Нина Николаевна - методист, учитель химии и биологии высшей категории
Талгыбаева Асель Муратовна –
учитель естествознания сош № 14.
Научный консультант:
д.б.н. Сатаева А.Р.
Семей 2018 год.
Содержание
Введение
I. Обзор научной литературы
.1. Санитарные условия учебного кабинета
.2. Шумовое загрязнение.
.3. Экологический дизайн помещений
.4. Характеристика микроклимата
Глава . Основная часть
II.1. Определение площади и кубатуры кабинета
II.2.Проверка соответствия уровня вентиляции
санитарно-гигиеническим нормам.
II. 3. Санитарное обследование температуры воздуха в помещении
II.4. Определение величины освещенности кабинета
II.5.Оценка внутренней отделки помещений
II.6. Анализ заболеваний учащихся
II.7. Анкетирование учащихся школы
Результаты исследования
Выводы и рекомендации
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их значение позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели; уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния организма, соответствующая его возрасту и др. Выдающийся отечественный физиолог Н.Е. Введенский писал, что каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и используется в дальнейшей жизни.
При поступлении детей в школу их двигательная активность сокращается вдвое. За счет самостоятельной двигательной активности учащиеся I – IV классов реализуют уже только 50 % оптимального числа движений.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников.
Актуальность данного проекта заключается в том, что при переходе на следующую ступень обучения мы все больше и больше времени проводим в школе. Здесь мы проводим не только школьное, но и внеурочное время (классные часы, беседы, подготовку к мероприятиям). Поэтому объектами нашего исследования являются классные комнаты, дополнительные школьные помещения с экологической и гигиенической точек зрения, а также их влияние на показатели здоровья обучающихся
Новизна нашей исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время школа не имеет экологического паспорта, и мы впервые попытались дать эколого – гигиеническую оценку помещений, которую в дальнейшем можно будет использовать для составления паспорта каждого кабинета и школы в целом.
Цель нашего исследования заключается в проведении исследований эколого – гигиенических параметров классных комнат для выявления соответствия стандартам.
Исходя, из поставленной цели решались следующие задачи:
определить уровень экологической комфортности в кабинетах;
определить площадь и кубатуру;
определить рациональность использования площади в кабинетах;
определить температурный и вентиляционный режим кабинетов;
определить характер материала, использованного для отделки к
а
бинетов и мебели, находящейся в них;
определить естественную и искусственную освещенность в каб
и
нетах.
Глава I. Обзор научной литературы
.1. Санитарные условия учебного кабинета
Учебный кабинет – это населенный пункт в миниатюре. Не случайно «экология» в переводе с греческого – это наука «о доме у себя дома». Учебный кабинет, является своеобразной нишей, с которой ученик неразрывно связал школьную часть своей жизни. На эту нишу оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. [7]
Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть 55м2. На каждого учащегося должно приходиться от 1,25 м2 до 1,5м2 площади класса и не менее 4 – 5м2. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются до 2м2. В кабинетах-лабораториях к ученическим столам должна быть подведена электрическая сеть. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения должны храниться в лаборантских комнатах. Общий полезный объем шкафов в кабинете и лаборантской должен быть не менее 20 м2. [9]
.2. Шумовое загрязнение.
Шум – это громкие звуки, слившееся в нестройное звучание. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно – психическую деятельность организма.
Норма шумового воздействия – до 40 децибел, вредная норма – свыше 90 децибел. Смертельная доза шума – 130 децибел.[3] Различные шумовые воздействия можно сопоставить по шкале интенсивности шума (приложение 1).
.3. Экологический дизайн помещений
Существует специальная наука – фитодизайн - умение создать красивый интерьер, изящно расположив на подоконнике, стенах или специальных подставках, стойках, пирамидах различные комнатные растения. [8]
Цвет – один из основных факторов интерьера, воздействующих на настроение и самочувствие человека, поэтому, при оформлении комнат важно учитывать цветовую гамму. (приложение 1). Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывает яркие тона. При южной ориентации помещения покраски выбираются более холодные тона – светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной – более теплые желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на который расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены. [1]
.4. Характеристика микроклимата
Температура для учебных помещений не должна быть ниже 18–20оС. Изменение температуры на 3–4 градуса нежелательно. [9]
Световой коэффициент для учебного помещения должен составить не менее 1/4 – 1/6 площади пола. Большая освещенность помещений нежелательна, т.к. она будет способствовать их перегреву или переохлаждению. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.
Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, при условии, что учитываемые отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10–15 минут. [9]
Глава . Основная часть
Данные исследования проводились с октября 2018 г года по декабрь 2018 года в школе –сад №14 г. Семей. Объектами исследований выбраны кабинеты начальных классов, предшколы, актовый зал, коридор (приложение 2). Все исследования проводились стандартными методами. [7]
II.1. Определение площади и кубатуры кабинета
При помощи рулетки измеряется длина, ширина, высота учебного класса, определяется его площадь и кубатура.
Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно – гигиеническим нормам.
Ход работы:
1. Измерение длины и ширины классного помещения и определение его площади:
S = длина / ширина
Расчет
площа
ди
на одного ученика
:
S = S : n , где n - количество рабочих мест в помещении
Определение
объем
а
помещения
:
V = S * h, где h - высота помещения
Сравнение полученных данных
с нормативными ТРЕБОВАНИЯМИ и
оформление
вывод
ов
о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам;
По проведённым измерениям и расчётам составляется таблица №1
.
II. 2. Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.
Ход работы
Подсчёт количества фрамуг, форточек. Необходимо проверить
, все ли они открываются.
Измерение площади
всех открывающихс
я фрамуг и форточек и опред
е
ление их общей площади
.
Расчёт отношения
площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение
должно быть не более 50.
4. Можно так же рассчитать коэффициент аэрации (проветривания):
Ка = S фрамуг /S стен
Его оптимальное значение 1:30, допустимое - 1:50
Оформление выводов о достаточности классной вентиляции.
5. По проведённым измерениям и расчётам составляется таблица №2.
II. 3. Санитарное обследование температуры воздуха в помещении.
Оборудование: термометр.
Ход работы:
Измерение температуры
воздуха у окон и у противоположной стены.
Измерение температуры
воздуха на уровне парт и у пола.
Оценка результатов:
1. Температура в районе с холодным климатом в помещениях должна быть равной 18-21 ºС. Зимой: - оптимальная 18-20 ºС; допустимая -17-22 ºС, весной - оптимальная - 18-22 ºС допустимая - 17-23 ºС, осенью - оптимальная 18-22 ºС допустимая - 16-23 ºС;
2. Разница температур по вертикали не должна быть большой.
Нормальной считается разница в 2,5 ºС между температурой на уровне пола и на
уровне головы человека.
II.4. Определение величины освещенности кабинета
1) Определение естественной освещенности кабинета
В кабинетах в дневное время достаточно естественного света, чему способствует наличие 3 - 4 больших окна. На рабочие столы свет падает с левой стороны. Окна кабинетов начальной школы расположены на юго-восток, окна кабинета предшколы – на север, поэтому сильных солнечных лучей нет. На момент проверки оконные стекла чистые, пыль отсутствует. Окна остальных кабинетов выходят на север, поэтому яркие сучи солнца наблюдаются только после полудня.
Для определения естественной освещенности необходимо произвести замеры окон: длина, ширина. Площадь остекленной части окон на 10 % меньше площади всего окна из-за наличия оконных переплетов.
2) Определение искусственной освещенности кабинета
Кабинеты оснащены в среднем 4 лампами накаливания, общей мощностью в среднем 400 ватт (1 лампа от 60 до 100 ватт).
Определение искусственного освещения осуществляется по формуле: КИО = М * Н : п/п, где КИО – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы в ваттах; Н – количество ламп.
Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников, а при лампах накаливания – не менее 10. [2]
При проверке освещенности СЭС было установлено, что освещенность даже в отдаленных уголках классов соответствует нормам.
II.5. Оценка внутренней отделки помещений
Оценивание внутренней отделки кабинета, учитывает следующие данные: любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества; при южной ориентировки помещения рекомендуется более холодные тона окраски их стен ( светло – серый, светло – голубой, зеленоватый, светло –сиреневый), при северной – более теплые ( желтовато – охристые, светло- розовые, бежевые).
Цвет поверхности
Отражающая способность
Белый
80%
Светло – зеленый
40%
Светло – желтый
60%
Светло – голубой
30%
Темно - голубой
6%
II.6. Анализ заболеваний учащихся
Ежегодно врачами – специалистами Центральной городской больницы и СВА №12 проводится обследование учащихся школы .По результатам этих обследований составляется динамическая таблица заболеваний школьников, непосредственно связанных с экологической комфортностью школьных помещений. Расчётами устанавливается процент заболеваний школьников..
II.7. Анкетирование учащихся школы
Воспитанники кружков «Юный биолог» и «Юный эколог » а также учителя школы составили анкету «Личного благополучия» и режима учащихся 0-4 классов с целью определить степень комфортности ученика в школе и дома, а также наличие собственной программы коррекции здоровья.
Глава 11. Основная часть
. 1
Измерив длину, ширину, высоту классных комнат, по формуле рассчитали площадь и кубатуру помещений. Полученный результат занесли в таблицу № 1.
Таблица №1
Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно – гигиеническим нормам
Школьное помещение
площадь, м2
Кубатура, м3
Полученный результат
Полученный результат
Кабинет предшколы
1,8
5,4
Кабинет 1-2 классов
1,5
4,5
Кабинет 2-4 классов
1,6
5
Коридор
3,5
10,5
Актовый зал
6
18
Комнаты гигиены
1,4
4,2
Гардероб
1,2
3,6
Вывод: Санитарно-гигиеническая норма площади школьного помещения 1,5 м2, Санитарно-гигиеническая норма кубатуры школьного помещения 4 - 5 м3. Во всех кабинетах наблюдается соответствие всем санитарно- гигиеническим нормам.
11 . 2 Аэрация.
На основании проведённых расчётов, выявлен коэффициент аэрации (проветривания) для каждого кабинета. Результаты отражены в таблице 2. Вентиляция всех кабинетов не соответствует санитарным нормам, необходимо добавить фрамуги для лучшей аэрации.
Таблица № 2
Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам
Показа
тель
Кабинет предшколы
Кабинет 1-2 класса
Кабинет 2-4 класса
Актовый зал
Коридор
Гардероб
Комнаты гигиенв
Пло
щадь пола, м2
36
32
32
38
18
24
28
Пло
щадь вент. отверстие, м2
60
60
60
64
0
0
60
Отношение
1,7
1,8
1,8
1,7
0
0
1,9
Коэффициент аэрации
1:16
1:20
1:20
1:26
1:18
1:24
1:21
Вывод: Вентиляция классных комнат близка к норме, необходимо увеличить количество растений для увеличения аэрации в зимний период.
11 . 3 Измерение температурного режима.
Измерение температурного режима в школьных помещениях проводилось с октября по декабрь 2018 года. Таблица 3 отражает средний показатель температуры воздуха.
Таблица 3
Санитарное обследование температуры воздуха в помещении, 0С
кабинет
у окон
у противопо
ложной стены
на уровне парт
у пола
Кабинет предшколы
20
21
22
19
Кабинет 1-2 классов
21
22
22
20
Кабинет 2-4 классов
21
22
22
20
Коридор
20
-
-
19
Актовый зал
20
21
-
20
Комнаты гигиены
19
20
-
19
Гардероб
22
21
-
19
Вывод: Для учебных помещений оптимальная температура воздуха 16 – 180С. Перепад температуры воздуха в помещении не должен превышать 2-30С. Следовательно, в учебных кабинетах температурный режим выше нормы на 1- градуснормам, в других помещениях температура не отклонена от нормальных границ.
11 . 4 Определение освещенности кабинетов
В силу того, что размеры окна и площадь остеклённой части окна во всех кабинетах данной школы одинаковые, то классные комнаты имеют одинаковую общую плотность естественного освещения, равную 16,9 м2. Рассчитали световой коэффициент по формуле: СК = п/о : п/п, где СК – световой коэффициент, п/о – площадь окон помещения, п/п – площадь пола.
СК = 16,9 : 75 = 0,23
Так как световой коэффициент для учебного помещения должен составить не менее 1/4–1/6 площади пола, отсюда видно, что естественная освещенность соответствует норме.
Определили искусственное освещение по формуле: КИО = М * Н : п/п, где КИО – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы в ваттах; Н – количество ламп. КИО составил 10,6
Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 м2 площади кабинета. При освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников. При освещении кабинетов площадью более 50 м2 должно быть не менее 15 действующих светильников, что соответствует нормам освещения кабинетов и прилегающих помещений .
При этом следует отметить, что искусственного света достаточно и, он не ослепляет глаза учащихся, не создает блеск на поверхностях столов и доске.
В учебных аудиториях имеется по 4 светильника энергосберегающие лампы, мощностью 100 Ватт. Этого достаточно для данных кубатур.
11 . 5 Внутренняя отделка помещений.
В кабинетах крышки парт окрашены в бежево-желтый цвет, что не дает блики.
Цветовая гамма мебели, стендов и доски в кабинетах соответствует санитарным нормам . Северо-восточные аудитории окрашены в бежевые оттенки, а южные – в нежно-голубые. Что соответствует санитарным нормам и рекомендациям для детей младшего школьного возраста.
Неправильно подобранная школьная мебель – это главная причин такого количества нарушения осанки у школьников. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.
Целый ряд причин – нерациональный режим. Различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыков правильной осанки – приводят к возникновению и развитию различных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток. Асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно - кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность.
Во всех кабинетах подбор мебели и стульев соответствует нормам: росту детей. Стулья пронумерованы и соответствуют размерам столов.
Замечания по другим параметрам не выявлены
11 . 6. Анализ заболеваний школьников.
Искривление позвоночника у девочек, возникающие в период роста костей, часто изменяют форму таза, сужая его в продольном и поперечном направлениях, что впоследствии может привести к осложнению родов.
При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование возможно в препубертатный и пубертатный периоды.
С началом обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов в начальной школе .
Большая статическая нагрузка еще больше возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.
Для сравнительно небольшого количества учащихся данной малокомплектной школы не выявлено число детей с нарушениями осанки и зрения. Таблица 5 отражает динамику роста изменения осанки и зрения учащихся:.
Таблица 5
Динамика роста нарушения осанки и зрения
( % от числа опрошенных с установленным диагнозом)
2015-2016 год.
2016-2017 год.
2017- 2018 год.
всего уч-ся
% сколиоза
зрение кол-во, %
всего
уч-ся
% сколиоз
% нарушения зрения
Зрение %
всего
уч-ся
% сколиоза
нарушение зрения %
Предшкола девочки
7
0,14% - 1 чел
-
6
0,12 %
-
7
-
-
мальчики
5
-
-
7
-
-
8
-
-
1"а" девочки
4
-
-
4
-
-
4
-
-
мальчики
9
1 – 0,11 %
1 – 0,11 %
9
1 – 0,11 %
1 – 0,11 %
9
1 – 0,11 %
1 – 0,11 %
2"а" девочки
7
-
-
7
-
-
7
-
-
мальчики
6
-
-
6
1 -0,17 %
-
6
-
-
3"а" девочки
6
-
1 – 0,17 %
6
-
-
6
-
-
мальчики
7
-
-
7
-
-
7
-
-
4"а" девочки
15
2- 0,13 %
-
15
1 – 0,07 %
-
15
-
-
мальчики
8
1 – 0,13 %
-
8
-
-
8
-
-
При анкетном опросе учащихся относительно экологической комфортности в школе по 10 бальной шкале, выявлено: наибольшая комфортность интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферам, второе место по благополучию отводится психологическому состоянию и духовной жизни каждого ученика, третье место отведено физиологическому состоянию.
11 . 7 Анкетирование детей и родительской общественности.
Таблица 6
Результаты анкетирования учащихся и родителей
(Опрошено 149 учащихся)
Классы
Сколиоз,приобретен в школе
в %
Плоскостопие в %
Домашняя мебель
Правильность подбора в %
Время у телевизора
часы за компьютером часы
Время на уроки дома часы
Головные боли в %
Поясничные.,крестцовые боли в %
предшкола- мальчики
-
0
74
1-2
0,30
0,40
6
0
предшкола -девочки
-
0
65
1 -2
0,30
0,30-1
8
0
1–а -мальчики
-
0
86
2- 3
1
1,5 - 2
9
0
1-а -девочки
-
0
80
3- 3,5
1
1,5 - 2
9
1
2–а -мальчики
-
0
54
3
1-2
2-2,5
7
0
2-а -девочки
-
0
75
4
1-2
2--2,5
9
3
3 – а - мальчики
-
0
49
3-4
1-2
2-3
9
3
3 – а - девочки
-
0
88
3 -4
1-2
2-3
10
5
4 – а - мальчики
-
0
69
3-4
2-3
3-3,5
11
5
4 – а девочки
-
0
82
3- 4
2-3
3-,5
13
12
Данные анкетирования показывают картину заболеваний учащихся: налицо гиподинамия учащихся.
Соблюдение ребенком правильной позы необходимо и при занятиях в домашних условиях. Для этого до 14- летнего возраста следует дважды изменять высоту стола и стула, которыми учащийся пользуется при выполнении уроков. В первые годы обучения высота стола должна быть 60- 62 см, а затем 68 см. высота стула от пола в первом случае 38 см, во втором 41 см.
При организации работы дома за большим столом необходимо, чтобы разница между высотой стула равнялась максимум 27 см и минимум 21 см. для упора ног использовать скамеечку.
Невнимание родителей учащихся к правильному подбору мебели для выполнения домашних заданий играет немаловажную роль в этом росте заболеваний.
Кроме неправильного подбора мебели дома, выявлены нарушения режима дня школьника.
Нами проанализировано число учащихся , занимающихся спортом и не посещающими спортивные секции, лечащими свои заболевания позвоночника и нет, гигиенические требования к расписанию уроков.
Таблица 7
Результаты опроса учащихся 0 – 4 классов (всего 74 респондента)
Класс\ пол
Чередование предметов в день в %
Чередование предметов в неделю в %
Освобождены от физкультуры в %
Посещают спортивные секции в %
Посещают оздоровительные группы в %
Наличие валеологических пауз на уроках (предметы)
0- мальчики
4
16
0
0
0
4
0 - девочки
4
16
0
0
0
4
1 а - мальчики
4
16
1
2
0
5
1 а -девочки
4
16
0
0
0
6
2 а - мальчики
5
20
1
3
1
6
2 – а девочки
5
20
1
0
0
6
3 – а мальчики
6
34
0
4
2
8
3 – а девочки
6
34
0
0
0
8
4 – а мальчики
6
34
0
0
0
8
4- а девочки
6
34
0
0
0
8
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2- 3 уроках. Неодинаковая работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
При составлении расписания уроков рекомендованна таблица И.Г. Сивкова , в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет
Количество баллов
Математика, русский язык
Иностранный язык, информатика
Физика, химия
История
Родной язык, литература
Естествознание, география
Физкультура
Технология
Черчение
Рисование
Пение
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и ( или) среду.
Для учащихся младшего возраста распределять учебную нагрузку в учебном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.
Правильно составленное расписание, чередование предметов гуманитарного и естественно- математического циклов в расписании дня и недели, введение валеологических минут на каждом уроке на 17 минуте занятий, помогает снизить утомляемость опорно- двигательного аппарата и ЦНС.
Анализируя школьное расписание, установлено некоторое несоответствие рекомендациям по чередованию учебных предметов, приводящее к утомляемости учащихся. Также установлено, что не на всех уроках проводятся все положенные валеологические минуты.
Выводы:
В результате проведенной эколого- гигиенической оценки в данной школе выявлено:
1. незначительные отклонения гигиенических требований к расписанию :
2. Неправильность подбора домашней мебели в отдельных случаях.
3. Гиподинамия учащихся объясняется малоподвижным образом жизни в связи с сидением за компьютером, телевизором и электронными носителями связи.
4. Ежедневное и еженедельное чередование предметов в данном учебном заведении составлено согласно санитарными нормами для детей младшего школьного возраста.
5. Нет замечаний по естественному и искусственному освещению помещений., кроме глухого коридорного пространства с преобладанием искусственного освещения, к качеству которому претензий нет.
6. Подбор и маркировка мебели произведена согласно возраста и роста обучающихся абсолютно правильно.
7. Температурный режим в помещениях соответствует стандартам.
8. Поскольку школа расположена в сосновом бору и вдалеке от автодороги, шумовых загрязнений нет, кроме шума внутри здания, что не превышает 20 дцб.
9. Гигиенические комнаты оборудованы всеми необходимым санитарным
оборудованием и имеют достаточное аэрационное пространство.
10.Недостаточно места для пребывания родителей в холле (9 м квадратных метров), что создает неудобства при большом скоплении взрослых и детей особенно в зимнее время.
11. Выявлена высокая экологическая комфортность пребывания детей в стенах школы.
Рекомендации.
1. Администрации учебного заведения ввести общее время начала и конца валеопауз на каждом уроке ( на 17 минуте) .
Сообщать звонком.
.
2.Придерживаться нормам к требованиям составления расписания и чередованием предметов.
Увеличить число растений в классных комнатах
,
что необходимо для увеличения аэрации в зимнее время.
Разработать памятки для родителей о нормах подборки мебели для школьника дома, о режиме пребывания у экранов телевизора, компь
ю
тера и т.д.
Список литературы:
М.В. Антонова « Основы гигиены учащихся» М. Просвещение
1971 г
.
Д.В. Колесов « Основы гигиены и санитарии» М. Просвещение
1989 г
.
С.А. Георгиева « Физиология» М. Медицина
1982 г
.
С.Н.
Заганова
«
Влеология
»
Растов
-на-Дону
2004 г
.
М.С. Панин «Экологический мониторинг» учебно-методическое п
о
собие,
Семипалатинск 2005г.
А.Г. Хрипкова « Физиология человека» М, Просвещение.
1982 г
А.Г. Хрипкова « Возрастная физиология и школьная гигиена», М. Просвещение
1990 г
Ю.Н.
Чусов
« Физиология человека», М. Просвещение
1981 г
.
журнал «Биология в школе»
.
Алматы, № 6,
2005 г
.
Литература
Акулов,
К.И.
Коммунальная гигиена.
[Текст]
/
К.И. Акулов,
К.А.
Б
у
штуева
, Е.И. Гончарук
-
М.: Медицина, 1996.- 104с.
Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии. [Текст] Учебник для студентов биологического факультета педагогических и
н
ститутов.
/
Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская – М.: Просвещение, 1976.-267с.
Дзятковская
, Е.Н. Экология и здоровье. [Текст]
/
Е.Н.
Дзятковская
- Иркутск
:
А
р
ком
, 1994. – 36с.
Ерохина,
В.И.
Озеленение населенных мест
[Текст]:
Справочник.
/
В.И. Ерохина, Е.Н.
Жеребцова
-
М.:
Стройиздат
, 1997.- 167с.
Зарубин,
В.Г.
Гигиена города
.
[Текст]
/
В.Г Зарубин,
Ю.В.
Новиков -
М.: Медиц
и
на, 1998. – 78с.
Захлебный
, А.Н.
Экологическое образование школьников во внеклас
с
ной работе
[Текст]
: Пособие для учителя
/
А.Н.
Захлебный
, И.Т.
Сур
а
вегина
-
М.: Просвещ
е
ние, 1984.-153с.
Минх
, А.А.
Методы гигиенических исследований.
[Текст]
/
А.А.
Минх
-
М.: М
е
дицина, 1989.- 48с.
Нешумов,
Б.В.
Основы декоративного искусства в школе
[Текст]
/
Б.В. Нешумов,
Е.Д.Щедрин
.
- М.: Просвещение, 1999. -126с.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН № 2.4.2.1178-02 [Текст]: Государственные стандарты. – М.: Издательство комитетов стандартов, мер и измерительных приборов при совете Министров России.,2005.-371с
Приложение 1
Таблица гигиенических стандартов (справка):
Антропометрические измерения, см
Размеры мебели
Санитарно гигиенические нормы
Длина голени до
подколенной ямки
Высота стула от пола
до сидения
Длина бедра
согнутой ноги от
колена до головки
бедренной кости
Глубина сиденья
Переднезадний
диаметр грудной
клетки
расстояние
от спинки стула
до переднего края
стола
Длина предплечья
и кисти
Ширина одного рабочего
го места крышки стола
Расстояние от
поверхности сидения
до локтя свободно
отпущенной руки
сидячего
Расстояние по
вертикале
от крышки стола до
сидения стула
Рост, см.
группа мебели
цветовая маркировка
рост, см.
группа мебели
цветовая маркировка
100-115
№1
оранжевая
146-160
№4 В
красная
115-130
№2 А
фиолетовая
161-175
№5 Г
зеленая
131-145
№3 Б
желтая
выше 175
№6 Д
голубая
Приложение 2
Размеры парт, ученических столов и стульев (А.Г. Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена», М, 1990 г)
№ мебели
Группа мебели
Группа роста, см
Высота крышки стола, обращенного к ученику
Высота переднего края сиденья
Цветовая маркировка
1
-
100 - 115
46 -
26
Оранжевый
2
А
115 - 130
52 - 54
30 - 32
Фиолетовый
3
Б
130 - 145
58 - 60
34 - 36
Желтый
64 - 66
В
145 - 160
38 - 40
Красный
70 - 72
Г
160 - 175
42 - 44
Зеленый
6
Д
Свыше 175
76 – 78
46 - 48
Голубой