ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ, КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Дятлова Галина Юрьевна

ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ, КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Дятлова Г.Ю., Сергеева Н.В., Шавкун И.В.,

п. Поляны, Выборгский р-н, Ленинградской области

      Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.  Младший школьник – человек удивительный. Он – оптимистичен, любознателен, любопытен, подвижен, эмоционален, любит играть, фантазировать, моделировать, лепить, конструировать.

     Черта любого здорового ребенка – интерес к явлениям окружающего мира, и не только к предметам, которые его окружают, но и довольно далеким и абстрактным (Н.Ф. Виноградова).

     Особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому так необходимо использовать наглядный материал.

       Одной из форм экологического воспитания учащихся, является экскурсия в природу. При общении с живой природой они познают связи между различными организмами: растениями, животными, грибами и т.д. У них развивается познавательный и исследовательский интерес, вырабатывается ответственное отношение к природе, без чего невозможна ее охрана.

Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.

     Экскурсия в природу играет заметную роль в обучении и воспитании учащихся. На экскурсиях они знакомятся с разнообразными объектами живой природы, познают закономерности исторического органического мира, особенности организации живых систем разных уровней сложности. Это позволяет им глубоко и прочно усвоить учебный материал, формирует у них практические навыки и умения, развивает исследовательские подходы. Дети учатся узнавать животных, наблюдать за ними, определять черты приспособленности в строении и поведении в той или ионной среде обитания.

     Неоценима роль экскурсий для эстетического воспитания детей, пробуждения чувства прекрасного, развития понимания красоты и гармонии жизни, формирования гуманного отношения ко всему живому.

     Исследовательский подход с получением опыта исследования и приобретение исследовательских умений при познании природы позволяет на экскурсии призвать детей ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствует развитию не только познавательного интереса, но и формированию исследовательских умений и навыков самостоятельного изучения окружающего мира.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов и является ведущей в формировании исследовательских умений – важнейшая часть любой экскурсии. В младших классах это изучение и развитие исследовательских умений ведется в процессе наблюдений по вопросам – заданиям.         

 

   Достоинства экскурсии в том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому вполне закономерно, что в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место, рассматривая ее как постоянный спутник исследовательского метода обучения. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x