Экспериментальная деятельность в ДОО

Автор: Колосова Светлана Сергеевна

 Конспект экспериментальной деятельности

 «Сделаем воду чистой»                                                                                                        

Цели: формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.

Задачи: - познакомить с понятием «фильтр», учить отфильтровывать воду, познакомить детей со свойствами воды: вкус, запах, текучесть;

         - развивать любознательность, мышление, речь детей; активизировать словарь детей за счет слов: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фильтр, отфильтровать; развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность; развивать у детей познавательный интерес к воде;

 - вызвать интерес к поисковой деятельности; воспитывать у детей экологически-бережное отношение к воде.

Методы и приемы:

1. Игровой: внесение игрового персонажа

2. Наглядный: коллаж «Кому нужна вода?»

3. Практический: опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

4. Словесные: беседа, рассказ воспитателя о воде, вопросы поискового характера.

Предварительная работа:

1.Изготовление коллажа «Кому нужна вода?»

2. Чтение рассказов, сказок о воде познавательного характера.

3. Опыт: превращение снега в воду.

4. Беседа: «Где можно встретить воду».

Материала и оборудование: коллаж, инвентарь для опытов (стаканы с водой по количеству детей, стаканчики и ложки по количеству детей, соль, сахар, зеленка, марганцовка, ватные фильтры, песок, воронки, трубочки для питья, фильтр для очистки воды для демонстрации, кукла «Почемучка»

Категория: дети старшей группы.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия:

(заходит помощник воспитателя в группу с куклой  в руке.)

Помощник воспитателя. Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила «Почемучку». Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, он хотел полить цветы, набрал воды в банку, а его друг Зайчонок в это время играл с песком и насыпал в банке песка, и теперь вода стала грязной и непригодной для полива. Я его, ребята, успокоила и пригласила к нам в гости. Я сказала, что Вы постараетесь ему помочь.

Воспитатель. Поможем? (Ответы детей)

Воспитатель. Почемучка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.

Воспитатель. Ребята, давайте объясним сначала «Почемучке», что же такое вода?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

А хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?

Воспитатель. Но для начало работы нам нужно вспомнить правила поведения  опытов.

(Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы! Вы помните все правила, а значит, и будите их соблюдать.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель. Вода – это жидкость: ее можно наливать, переливать, а что бы вам ребята лучше запомнить, я приготовила картинку - помощник.

(Вывешивается картинка - помощник этого свойства на доске.)

Воспитатель. А сейчас мы и попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

(Дети садятся за рабочие столы.)

Воспитатель. Ребята, а как вы считаете, какого цвета сама по себе вода?

(Ответы детей.)

Опыт 2 . «Вода бесцветна»

(На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.)

Воспитатель. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

(Вывешивается картинка - помощник этого свойства.)

Воспитатель. Ребята, если мы посмотрим на стакан Почемучки, то увидим, что вода может изменять свой цвет, но не только с помощью красок. Хотите убедиться в этом? А ты, Почемучка, хочешь? (Ответы.)

Опыт 3. «Изменение цвета воды»

(На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.)

Воспитатель. Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей.)

А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей.)

         Воспитатель. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

(Вывешивается картинка - помощник этого свойства.)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, имеет ли вода вкус?

  (Ответы детей.)

Опыт 4 «Вода безвкусная»

Воспитатель. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки и трубочки для питья воды.)

Опыт 5 «Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»

Воспитатель. Давайте проведём с вами еще один опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе.

(Воспитатель демонстрирует.)

Размешайте, а теперь попробуйте воду.

Какая она стала на вкус? (Ответы детей.)

Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

(Вывешивается картинка - помощник этого свойства.)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, вода имеет запах?

Опыт 5. «Определение запаха»

Воспитатель. Вывод: вода не имеет запаха.

Воспитатель. Чистая вода не имеет запаха, вода из-под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодами. Значит, запах ей придает различные растворенные в ней вещества.

(Вывешивается картинка - помощник этого свойства.)

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем про воду?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Вода – это жидкость, не имеет не цвета, не запаха, не вкуса.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть. Отдохни и ты, Почемучка, с нами.

Физминутка «Дождик»

Капля раз, Капля два,                        Прыжки на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

 А потом, потом, потом

 Все бегом, бегом, бегом.

 Мы зонты свои раскрыли,                Развести руки в стороны.

 От дождя себя укрыли.                    Сомкнуть руки над головой полукругом.

Воспитатель. Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, много о ней узнали. Но давайте Почемучке поможем, сделаем воду снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель. Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (песок). Для этого потребуется воронка (пластмассовая) и ватные фильтры (диски).

         Возьмем ватный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?

(Воспитатель демонстрирует.)

(Ответы детей.)

(Вывешивается картинка – помощник.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Ну что, Почемучка, теперь ты знаешь, как снова сделать воду чистой?

Почемучка. Да! Только это сразу трудно запомнить.

Воспитатель. А ребята тебе, Почемучка, ещё раз напомнят.

Опыт № 4 «Фильтрация воды»

(Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах с подготовленными фильтрами, стаканчиками с песком.)

Воспитатель. Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Почемучка. Ну. Спасибо, ребята, теперь я много знаю о свойствах воды и о том, как сделать воду чистой!

Воспитатель. Ну, беги скорее, очищай воду и поливай цветы, а то они завянут.

(Помощник воспитателя уносит куклу из группы)

Воспитатель. Ребята, так можно обойдись нам без воды?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Воду надо беречь. Когда будете мыть руки, никогда не забывайте выключать воду за собой. Потому, что для питья и приготовления пищи необходима только чистая вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил: очищают ее, прежде чем она попадет к нам через кран.

(Показ символа «Береги воду»)

Воспитатель. А у меня для вас есть сюрприз!

(Вносится современный очиститель воды.)

Воспитатель. Как вы думаете, что это? Как можно с помощью этого очистителя получить чистую воду?

(Ответы детей.)

(Воспитатель демонстрирует и угощает всех детей вкусной, чистой водой.)

Воспитатель. Ребята, давайте же мы вспомним все, что мы знаем о воде. Какая вода? Как можно ее очистить?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Какие же вы у меня молодцы! Я вами горжусь!

Воспитатель. А теперь ребята нужно убрать свое рабочее место.

(Дети убирают свои места.)

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x