элективный курс «Основы предпринимательской деятельности» для 10 -11 классов | Наталья Викторовна Рыбалко. Работа №342115
Создание данного курса продиктовано необходимостью расширения и углубления знаний о предпринимательской деятельности полученных школьниками ранее при изучении блока «Предпринимательство» в рамках предмета «Труд (Технология)»
Данная программа разработана с целью формирования у учащихся основ предпринимательского мышления и практических навыков, необходимых для реализации инициатив в сфере бизнеса. В условиях динамично меняющегося рынка знание основ предпринимательства становится залогом успешной самореализации и достижения личных целей.
Программа элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» для 10 -11 классов
Пояснительная записка
Создание данного курса продиктовано необходимостью расширения и углубления знаний о предпринимательской деятельности полученных школьниками ранее при изучении блока «Предпринимательство» в рамках предмета «Труд (Технология)»
Данная программа разработана с целью формирования у учащихся основ предпринимательского мышления и практических навыков, необходимых для реализации инициатив в сфере бизнеса. В условиях динамично меняющегося рынка знание основ предпринимательства становится залогом успешной самореализации и достижения личных целей.
Курс охватывает такие ключевые темы, как основы экономической теории, этапы создания и развития собственного бизнеса, управление финансами, маркетинговые стратегии и правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности. Учащиеся познакомятся с примерами успешных бизнес-проектов, узнают, как анализировать рыночные возможности и разрабатывать эффективные бизнес-планы.
Важным аспектом программы является развитие критического мышления и навыков командной работы, что способствует формированию компетентного и предприимчивого гражданина. Учебный процесс организован в формате интерактивных лекций, практических занятий и проектов, что позволяет создать мотивационную атмосферу для учащихся.
Программа «Основы предпринимательской деятельности» стремится вдохновить будущих предпринимателей на создание инновационных решений и активное участие в экономической жизни страны.
На изучение предмета отводится:
- в 10-м классе – 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Предусмотрены 3 контрольные работы.
- в 11-м классе – 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Предусмотрены 3 контрольные работы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы предпринимательства» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой
информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование 10, 11 классов
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Становление предпринимательской деятельности
10
2
Производство товаров и услуг как основа предпринимательства
6
3
Барьеры в предпринимательской деятельности
14
4
Прибыль как цель предпринимательства
12
5
Составляющие успешности предпринимательской деятельности
10
6
Мотивация предпринимательской деятельности
12
Примерная тематика рефератов для зачета
Выдающиеся Российские предприниматели.
Конкуренция и ее влияние на развитие предпринимательства.
Реклама как средство продвижения товара на рынке.
Технология эффективного управления предпринимательской деятельностью.
Технология и основные этапы составления бизнес-плана.
История бухгалтерского учета. Применение бухгалтерского учета в предпринимательстве.
Имидж делового человека. Создание имиджа фирмы.
Роль малого бизнеса в экономике государства.
Этика предпринимательства.
Деловой кодекс предпринимательства.
Содержание программы 10 класс
Тема 1. Становление предпринимательства (5 часов)
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условии предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие о индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятии.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 часа)
Понятие о предпринимательской идее Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и об инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора правильной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологии в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Тема 3. Барьеры предпринимательской деятельности (7 часов)
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности Государственное регулирование предпринимательской деятельности Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренции и обеспечения конкурентоспособности продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятия, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
Содержание программы 11 класс
Тема 1. Прибыль как цель предпринимательства (6 часов)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операции.
Тема 2. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (5 часа)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследовании. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 3. Мотивация к предпринимательской деятельности (6 часов)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
План
Дата
Факт
Раздел 1. Становление предпринимательской деятельности (10 часов)
1-2
Что такое предпринимательство? История развития предпринимательства в России
2ч
3-4
Выбор вида деятельности
2ч
5-6
Организационно-правовые формы предпринимательство
2ч
7-8
Индивидуальное предпринимательство. Малое предпринимательство
2ч
9-10
Контрольная работа №1 по теме «Становление предпринимательской деятельности»
2ч
Раздел 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (10 часов)
11-12
Анализ контрольной работы. Предпринимательская идея
2ч
13-14
Что производить? Для кого производить?
2ч
15-16
Проект создания собственного дела
2ч
17-18
Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство). Информационные технологии в предпринимательстве
2ч
19-20
Контрольная работа №2 по теме «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства»
2ч
Раздел 3. Барьеры в предпринимательской деятельности (14 часов)
21-22
Анализ контрольной работы. Риски в работе предпринимателя
2ч
23-24
Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь
2ч
25-26
Конкуренты – враги или друзья?
2ч
27-28
Затраты предпринимателя. Цена товара.
2ч
29-30
Бремя налогов, или с государством надо делиться
2ч
31-32
Контрольная работа №3 по теме «Барьеры в предпринимательской деятельности»
2ч
33-34
Анализ контрольной работы. Итоговое занятие
2ч
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
план
факт
Раздел 1. Прибыль как цель предпринимательства (12 часов)
1 - 2
Образование прибыли предприятия
2
3 - 4
Источники финансирования предприятия
2
5 - 6
Основные показатели деятельности предприятия
2
7 - 8
Рост и развитие, или отчет и отчетность
2
9 -10
Основы бухгалтерского учета
2
11 - 12
Контрольная работа №1 по теме «Прибыль как цель предпринимательства»
2
Раздел 2. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (10 часов)
13 - 14
Анализ контрольной работы. Менеджмент, или управляй эффективно
2
15 - 16
Маркетинг, или советуйся с покупателями
2
17 - 18
Личность предпринимателя
2
19 - 20
Реклама
2
21 - 22
Контрольная работа №2 по теме «Составляющие успешности предпринимательской деятельности»
2
Раздел 3. Мотивация предпринимательской деятельности (11 часов)
23 - 24
Анализ контрольной работы. Правовая грамотность предпринимателя
2
25 - 26
Обучение предпринимательству в зарубежных странах
2
27 - 28
Самоменеджмент в деятельности предпринимателя
2
29 - 30
Мотивация в деятельности предпринимателя
2
31 - 32
Контрольная работа №3 по теме «Мотивация предпринимательской деятельности»
2
33-34
Анализ контрольной работы. Итоговое занятие
1
Итого:
34
Список литературы
Баранова, И. А., Гаврилова, О. С. (2020). “Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.” *Современные направляющие в педагогике*, 15(2), 34-45.
Громова, Н. (2022). Оценка цифровых компетенций учащихся.
Кузнецов, А. Н. (2023). “Интернет-ресурсы в обучении: подходы и практики.” *Образование и цифровые технологии*, 18(1), 78-89.
Кузьмина, А. (2019). Дидактические возможности цифровых технологий.
Петров, И. (2021). Критическое мышление в образовательном процессе.
Сидорова, Л. (2020). Инновационные подходы к обучению.
Смирнова, Т. В. (2021). “
Цифровización
в образовании: вызовы и возможности.” *Наука и образование в контексте цифровизации*, 12(3), 56-67.
Фролова, К. М. (2022). “Технические новшества в школьном обучении: возможности и трудности.” *Проблемы современного образования*, 20(4), 12-25.
YouTube. “Уроки техники — как сделать своим детям увлекательными занятия.” [
https://www.youtube.com](
https://www.youtube.com).