Электронное обучение на математике

Автор: Плотникова Елена Владимировна

В свое время великий американский философ и педагог Джон Дьюи сказал:«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».Эти слова особое значение приобрели в наши дни, когда характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека, в том числе и в системе образования. А стратегия развития образования XXI века в России ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в стенах школы сегодня является электронное обучение.

Электронное обучение вошло в наши школы и учебный процесс очень стремительно. Еще недавно нам казалось, что интерактивные доски, мобильные классы и т.д. – это нечто далекое, это  мечта, а сегодня многие школы могут с уверенностью сказать, что это реальность. Вот и для меня оборудованный по последнему слову техники кабинет математики – это реальность. Сейчас уже невозможно себе представить, как мне удавалось проводить уроки, имея в своем арсенале лишь доску, мел и тряпку? Неужели возможно научить детей строить сечения без использования специальных программ? Можно ли получить мгновенный результат по степени усвоения материала без проведения он-лайн тестов? Эти и многие другие вопросы возникают у меня в голове.

Но для начала хочется уточнить понятие электронного обучения. Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

            Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

    самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;

    получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

    создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

    своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

    формирование и повышение информационной культуры у всех учащихся и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

    освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

    возможность развивать учебные веб-ресурсы;

    возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира.

С чего же началось электронное обучение для меня? Фактически электронное обучение началось с появлением в моем кабинете мобильного класса.

Итак, я расскажу о некоторых возможностях модели «1:1» наиболее часто используемых на уроках математики в старших классах.

Одной из проблем учащихся является изучение стереометрии. Школьникам тяжело представлять пространственные фигуры, они привыкли иметь делом с плоскостными фигурами, лежащими только в плоскости классной доски или ученической тетради. Об этом свидетельствуют публикации отчетов о вступительных экзаменах, размещенные в различных источниках СМИ за последние годы, которые показывают, что выпускники испытывают значительные трудности при решении стереометрических задач, связанных, в основном, с недостаточным развитием их пространственных представлений

В процессе формирования пространственных представлений принимают участие, в той или иной мере, все органы чувств, поэтому особое значение здесь приобретает наглядность в обучении.

Задачей преподавателя является подобрать систему работы, которая  поможет ученикам сформировать абстрактное и логическое мышление и графические умения. С этой целью на уроках геометрии мы с учениками используем электронные приложения «Стереометрия» и «Многогранники». Задания данных электронных приложений, содержат модель вращающейся пространственной фигуры с панелью инструментов для построений на этой фигуре. Вращения создают впечатление трехмерности изображения, благодаря чему работа с моделью развивает пространственную интуицию, умение правильно «читать» и рисовать чертежи, помогает избежать типичных ошибок при решении задач на построение и облегчает изучение, да и просто делает занятия стереометрией более интересными.

Трудности в изучении стереометрии вызваны тем, что зрительное восприятие геометрических объектов не всегда соответствует тем закономерностям, которыми этот объект обладает. Например, скрещивающиеся прямые могут выглядеть как пересекающиеся или как параллельные прямые, прямой угол может выглядеть как острый или тупой угол, равные отрезки могут выглядеть как отрезки разной длины. Если говорить о пересечении плоскостей, то зачастую, по мнению учеников,  плоскости имеют лишь одну общую точку пересечения. Работа по устранению таких неверных умозаключений мы строим, используя «Математический конструктор». Данный конструктор позволяет учащимся выполнять задания не зависимо от своих одноклассников (каждый идет со своей скоростью); фигуры динамичны, поэтому можно рассмотреть различные положения в пространстве, определить «видимые» и «невидимые» линии в фигуре. Не маловажным, на мой взгляд, является и то, что по завершении построения чертежа в конструкторе, ученики могут проверить правильность выполнения задания. В Математическом конструкторе есть для этого кнопка «проверить». А кроме того имеется возможность рассмотреть пошаговое выполнение построения, а это означает, что ученик может сам найти свою ошибку, не обращаясь к учителю или однокласснику. Ведь есть ученики для которых обратиться к кому либо за помощью – это большое испытание.   

Самую важную роль при решении геометрических задачах имеет чертеж. Он является залогом дальнейшего построения правильного решения. К сожалению, при изучении стереометрии у учителя нет достаточного количества времени на работу с чертежом. А ведь очень важно выбрать  положение фигуры в пространстве: зачастую от этого зависит наглядность искомого сечения или угла, что способствует выбору правильного решения. Обычная доска, к сожалению, имеет границы, да и время на уроке тоже не бесконечно. Нам с ребятами помогают информационные технологии. Ученики, свободно владеющие графическим редактором Рaint, в нем выполняют построение. Так же есть возможность использовать программу Media camer. А программное обеспечение мобильного класса дает возможность продемонстрировать чертеж любого ученика всему классу. Отмечу, что такая форма работы очень полезна. Во-первых, у учителя появляется возможность продемонстрировать работу, выполненную с ошибкой. У учеников в этот момент интерес к предмету возрастает, ребята не только указывают на ошибку, но анализируют причину ее возникновения. А кроме того начинают однокласснику объяснять непонятый им материал. Причем, благодаря модели «1:1», мы можем не только высказываться вслух по поводу ошибки, но и организовать общение в чате. Нынешние ученики гораздо чаще общаются в сети интернет, поэтому в некоторых случаях использование чат-общение оправдано. Во-вторых, это очень может помочь сэкономить время урока, достаточно продемонстрировать сразу абсолютно правильно выполненное задание.

Отмечу, что если ученик не любит работать в графическом редакторе Рaint или плохо освоил программу Media camerэто не значит, что его работы из урока в урок будут оставаться незамеченными. Возможности электронного обучения очень велики. В моем кабинете имеется документ камера, а это значит, что у нас есть возможность проанализировать и работу ученика, выполнявшего задания традиционным способом (с помощью ручки, карандаша) в самой обычной рабочей тетради. Ученику достаточно положить свою тетрадь под объектив документ камеры, и работа видна всему классу. Причем и в этом случае работу можно организовать несколькими способами. Во-первых, ученик может продолжать работать в тетради под объективом документ камеры и при этом комментировать свои действия. Такая форма работы нами выбрана, например, при выполнении построения сечения по заданным точкам: один ученик на готовом чертежи ставит точки, а другой выполняет пошаговое построение с комментированием, после выполнения построения у первого ученика есть возможность исправить ошибки в построении. Во-вторых, можно спроецировать работу на интерактивную доску и, в дальнейшем, выполнять работу с чертежом уже на доске. Такая форма работы удобна, на мой взгляд, если нужен удачный чертеж объемной фигуры. Пока ребята выполняют чертеж фигуры к задаче, учитель может пройти по классу и выбрать наиболее удачный для дальнейшей работы с ним по условию задачи. И, в-третьих, возможности модели «1:1» позволяют демонстрировать изображение с документ камеры на все ученические нетбуки. Что, в некоторых случаях, бывает очень удобно.

Эффективным способом изучения учебного предмета является коллективная работа. Существует много способов ее организации, одним из них является использование он-лайн белой доски в Интернете. Сейчас существует огромное количество бесплатных он-лайн белых досок. В своей работе я применяю он-лайн доски как для подготовки к ЕГЭ, так и для выполнения проектов по некоторым темам. Так ученики 10 класса с огромным удовольствием выполняли проект «Симметрия в пространстве». Все работы были красочными, оригинальными и содержали материал, которого нет в учебниках. Отмечу, что данный вид работы очень нравится ученикам. Кстати, стоит отметить, что модель «1:1» позволяет организовать коллективную работу не только в сети интернет. В данной модели есть встроенная белая доска. Это позволяет на любом этапе урока организовать коллективную работу даже если у вас нет возможности выйти в интернет.

Проверку уровня усвоения материала по любой теме можно организовать, конечно же, с помощью тестирования. В своей работе я использую программу My test. С компьютера учителя по локальной сети передается тест на нетбуки детей. Как видите, это не занимает много времени. Каждый ученик выполняет задание не зависимо от своих одноклассников. При создании теста можно выбрать: обучающий, штрафной, свободный режим тестирования. В зависимости от выбранного режима тестирования ученики, по окончании теста, либо видят полный анализ работы с указанием правильного ответа и выбранного ими, либо видят только количество ошибочно и верно выполненных заданий. Как только ученик закончил выполнять тест, на компьютер учителя приходит полный анализ работы ученика. Все результаты сохраняются в журнале.

Сама же модель обучения «1:1» имеет встроенную функцию опрос. Все учащиеся имеют возможность  отвечать на вопросы и тем самым показать свои знания или отношения к той или иной проблеме.   Опрос представляет собой тест с перечнем вопросов и готовыми ответами. Тест создается учителем самостоятельно, не занимая много времени как при его составлении, так и его проведение. И самое интересное в том, что нам не нужно самим подводить итог опроса, так как программа это сделает в автоматическом режиме и анализ представляется в виде графика или диаграммы в процентном соотношении, как по всему классу, так и по отдельному ученику.

            Как мы видим, модель «1:1» позволяют оптимизировать учебный процесс на уроке. А именно:

1) вовлечь всех обучающихся в активную учебную деятельность;

2) Организовать продуктивную групповую работу (учебное исследование в рамках урока).

3)   Выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика:

  • по преобладающему типу мышления;
  • по скорости восприятия изучаемого материала;
  • по сложности и объему выполняемых заданий.

 

4) а так же позволяет создать психологически комфортную обстановку для каждого школьника.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x