Электронный учебник как элемент образовательной среды

Автор: Арзуманова Инесса Артемовна

Электронный учебник (ЭУ) является элементом образовательной среды. Но он не может и не должен заменять книгу. Так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать взяться за книгу. Именно поэтому для создания ЭУ недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. ЭУ не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная. ЭУ должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. Текстовая составляющая должна быть ограничена.

Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет обучающийся в определенной предметной области.

Энциклопедия – это базовая форма электронного учебника. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.

Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Главное в электронном задачнике – дозированная помощь. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные ЭУ должны обеспечивать творческую работу обучающегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений.

Авторская среда. ЭУ должен быть адаптируем к учебному процессу. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Так в ЭУ возможно реализовать методический прием "делай как я". При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. При создании ЭУ методическое обеспечение имеет принципиальное значение для успеха проекта в целом.

При первых попытках разработать ЭУ использовалось прямое программирование на одном из языков типа FORTRAN, C и т.п. В 90-е годы появились операционные системы Windows и OS/2, в которых стало возможным программирование на высоком уровне; мультимедийные средства; системы символьной математики. Роль оболочек теперь может выполнить пакет Microsoft Office. 

ЭУ необходим для самостоятельной работы обучающихся потому, что он облегчает понимание изучаемого материала; позволяет сосредоточиться на сути предмета; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

ЭУ полезен на практических занятиях потому, что он позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

 

ЭУ удобен для преподавателя потому, что позволяет выносить на занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию; освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x