Эмоционально-экспрессивное развитие детей старшего дошкольного возраста | Сисюкина Ольга Александровна. Работа №239036
Автор: Сисюкина Ольга Александровна
В настоящее время исследования в области изучения феномена эмоционального интеллекта являются новыми и актуальными направлениями в психологической науке. Анализ научных работ позволяет рассматривать эмоциональный интеллект как сложно интегративное образование, соединяющее в себе два основных аспекта эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект представляет собой изменяемую личностную характеристику, влияющую на продуктивность и успешность жизнедеятельности.
Вместе с тем эмоциональный интеллект назван в качестве одного из ключевых новообразований старшего дошкольного возраста в социально-коммуникативной образовательной области ФГОС дошкольного образования. При этом мы считаем, что в дошкольном возрасте развитие эмоционального интеллекта целесообразно осуществлять посредством игры.
Эмоционально-экспрессивное развитие детей старшего дошкольного возраста
В психолого–педагогических исследованиях развитие эмоциональной сферы детей рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Данные тенденции приводят к осложнению процесса социализации детей дошкольного возраста, затрудняют их вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы.
Исследования последних лет показывают увеличение количества детей с признаками тревожности и агрессии, снижение эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. В них отмечается снижение возраста появления эмоциональных нарушений у дошкольников. Появление у детей чувства психоэмоционального комфорта фактически обеспечено ключевыми новообразованиями эмоциональной сферы. Становление ключевых новообразований эмоциональной сферы приходятся главным образом на дошкольное детство, что делает эмоциональную сферу ребёнка-дошкольника наиболее компетентной и загруженной, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребёнка.
Изучение общих закономерностей эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства значительно углубляет понимание механизмов интеллектуального и личностного развития детей. В рамках системно–деятельностного подхода, взятого за основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие объясняется преимущественно с позиции появления новообразований в рамках эмоциональной сферы на определённых возрастных этапах. Значимые новообразования формируются в рамках эмоционально–экспрессивного развития; становления эмоциональной регуляции общения и поведения; развития эмоционального взаимодействия и социальных эмоций.
Можно отметить, что на сегодняшний день проблема целенаправленного психолого–педагогического участия взрослого в процессе развития у ребенка способности понимать и словесно обозначать собственное эмоциональное состояние и состояние другого человека является недостаточно изученной. И здесь просматриваются три противоречия:
– между требованиями, которые предъявляет современная социокультурная ситуация к растущему человеку, и реальной психолого- педагогической практикой, не всегда связанной с установлением приоритета личностного развития ребенка, в том числе развития его эмоциональной сферы;
– между необходимостью учета не только возрастных, но, прежде всего, индивидуальных возможностей детей в процессе развития у них восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний и преобладанием фронтальных (групповых) форм психолого-педагогической работы в этом направлении:
- между осознанием необходимости целенаправленной работы по формированию эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации и отсутствием исследований по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для решения этих задач, что в свою очередь затрудняет разработку методического обеспечения.
Появление у ребёнка чувства психо–эмоционального комфорта обеспечено ключевыми новообразованиями эмоциональной сферы. Становление ключевых новообразований эмоциональной сферы приходятся главным образом на дошкольное детство, что делает эмоциональную сферу ребёнка–дошкольника наиболее компетентной и загруженной, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребёнка. Важно отметить, что старший дошкольный возраст является одним из самых благоприятных для развития эмоциональной сферы. Данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. В этом возрасте дети отличаются не только достаточно высоким уровнем умственного развития, но и формируется его индивидуальная сфера.
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.
– Эмоциональное развитие – способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями;
Эмоциональное развитие, говоря простым языком, – процесс, в ходе которого человек становится хозяином своих эмоций. Согласно теории выразительных эмоций В. А. Лубянской и С. Л. Рубинштейна каждой эмоции присуще свое моторное оформление. К моторным компонентам авторы традиционно относят:
– мимику – изменения в выражении лица;
– пантомимику – изменение позы, движения тела;
– жесты – движения рук;
– речевую интонацию – различные оттенки голоса.
Развитие эмоциональной экспрессии, или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации – важное направление педагогической работы.
Эмоциональная экспрессия в психологии рассматривается как инструмент, обеспечивающий выживание и благополучие детей (К.Э. Изард). Она служит своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие внимание взрослых.
Термин «эмоциональная экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Эмоционально-экспрессивное развитие в дошкольном возрасте представляет собой динамический процесс количественных и качественных изменений в восприятии, понимании и овладении ребенком эмоциональной экспрессией, переход ее в систему социально-нравственных чувств и окультуривание эмоционально–экспрессивных реакций.
Одной из основных способностей организующих и контролирующих взаимоотношения с окружающим миром является способность распознавать и понимать экспрессивное поведение другого человека. Научаясь, в процессе социализации, использовать определенные выражения лица при взаимодействии, ребенок стремится получить необходимый результат. Использование определенных выражений эмоциональной экспрессии поощряется обществом, и тем самым закрепляется в поведении ребенка.
Одним из ключевых направлений процесса эмоционально-экспрессивного развития учёными рассматривается становление воспроизведения и восприятия дошкольниками эмоциональных состояний. В рамках определенных задач экспериментальных исследований установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства.
Развитие эмоций проходит путь прогрессивного развития и рассматривается преимущественно по законам развития высших психических функций, в связи с чем развитие социальных эмоций предполагает переход от внешних социально детерминированных форм эмоций к внутренним эмоциональным процессам. Поэтому на протяжении дошкольного детства у ребёнка постепенно формируются совершенно новые чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), напрямую с натуральными аффектами и с удовлетворением органических потребностей не связанны.
С одной стороны, в дошкольном детстве происходит заметное изменение содержания эмоций, возникают сложные чувства, вызванные оценкой действия, значением этого действия для других людей, мерой оценки того, как соблюдаются нормы и правила поведения при совершении данного действия. На этой основе складывается «мотивационно-смысловая ориентировка» деятельности. В период дошкольного детства мотивационно-смысловая ориентировка переходит от простой формы, осуществляемой в непосредственно воспринимаемом поле, к сложной форме, представленной в воображаемом плане.
Ключевые новообразования эмоциональной сферы ребёнка дошкольника появляются в результате прогрессивных закономерных изменений, происходящих в рамках распознания, восприятия, определения и вербального обозначения эмоций; становления эмоциональной децентрации; усложнения и расширения предметного содержания эмоций, появления новых форм мотивационно-смысловой ориентировки деятельности, обобщения аффекта и интеллекта.
К эмоциональным новообразованиям прежде всего можно отнести способность дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в контексте определённых эмоциональных состояний; развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека, способность к эмоциональному предвосхищению.
В качестве психологических предпосылок, обуславливающих процесс эмоционально-экспрессивного развития выделяют природную эмоциональность и экспрессивность ребенка, появление психических новообразований: развитие произвольности, соподчинение мотивов, установление связи между аффективной и интеллектуальной сферами. На основании результатов исследований, раскрывающих возрастные изменения в эмоциональной сфере ребенка и особенности распознания и воспроизведения эмоций детьми нами установлено, что сензитивным периодом в эмоционально-экспрессивном развитии детей является возраст 4-7 лет. В четыре года у дошкольника появляется произвольность, возможность управлять своей экспрессией, экспрессивные проявления человека начинают приобретать значение специального предмета познания. На этой основе мы выделили два периода в эмоционально-экспрессивном развитии детей в дошкольном возрасте:
– 3-4 года – пропедевтический – период накопления эмоционального опыта, обогащения и дифференциации эмоционального реагирования;
– 4-7 лет – период интенсивного эмоционально–экспрессивного развития, заключающегося в развитии понимания ребенком эмоций и совершенствовании экспрессивной выразительности.
В соответствии с нашими представлениями деятельность педагога должна быть основана не на подавлении и принуждении нежелательных эмоционально-экспрессивных проявлений ребенка, а на поддержке и признании социально-приемлемого экспрессивного поведения дошкольника.
Для определения комплекса необходимых и достаточных условий, мы должны обратиться к сущности понятия «условие».
В философской литературе условие представлено как:
– среда, в которой пребывает и без которой не может существовать предмет или явление,
– обстановка, в которой что–либо происходит,
– требования, из которых следует исходить.
Методологи под условиями понимают совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования, изменения какого–либо объекта.
Психолого–педагогические условия – это совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психическо-логическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты .
Также можно выделить следующие психолого–педагогические условия, которые необходимо учитывать для эффективного процесса эмоционально–экспрессивного развития у детей старшего дошкольного возраста:
– придание детской деятельности (игровой, художественно-творческой, коммуникативной) эмоционально-насыщенного и экспрессивного характера,
– обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
– использование эффективных методов и приемов воздействия на эмоционально-экспрессивное развитие ребенка;
– эмоционально–экспрессивное поведение педагога.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в активной разнообразной деятельности и, творчестве, удовлетворение которой обеспечивает ребенку эмоциональное самовыражение, положительное самоутверждение.
Анализ исследований позволил сделать вывод о значительном влиянии сюжетно-ролевой игры на эмоционально–экспрессивное развитие ребенка.
В игре ребенок воплощает сложившийся опыт эмоционально-экспрессивного поведения. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы, находясь в определенной ролевой позиции, действуя в воображаемой ситуации, ребенок получил возможность осознать и расширить свой экспрессивный репертуар.
Особое значение в развитии эмоциональной экспрессии детей приобретает театрализованная игра. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности». Разнообразные приемы руководства театрализованными играми дают дошкольникам возможность «дочувствовать» то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения; «сформировать» чувство, благодаря внешнему моторному оформлению переживания.
Второй вид игр – эмоционально–экспрессивные направлены на развитие выразительности моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Разработанный автором комплекс игр предполагает разнообразие и усложнение: от репродуктивных игровых действий детей (по образцу) к самостоятельным импровизациям; от игр, построенных на компонентах экспрессии, подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика) к играм, предполагающим принятие детьми различных поз, использованию голосовых импровизаций.
Еще одним видом деятельности, играющим важную роль в развитии эмоциональной экспрессии, является художественно–эстетическая деятельность. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. В ходе осуществления художественно–эстетической деятельности у ребенка развивается способность эмоционально погружаться в содержание произведения, осознавать и сопереживать другому человеку (художественному образу). Наряду с эмоциональной отзывчивостью у ребенка появляется желание выразить содержание различными средствами. Это позволяет нам определить в качестве ведущих ориентиров педагогического руководства эмоционально-экспрессивным развитием ребенка в художественно–эстетической деятельности развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционально-образного восприятия произведений искусства, ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами различных видов искусств, предоставление ребенку возможности творческого эмоционально-экспрессивного самовыражения.
Таким образом, включение детей в различные виды деятельности, придание им эмоционально насыщенного и экспрессивного характера выступает необходимым условием эмоционально-экспрессивного развития дошкольников.
Для детей очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально–нравственный опыт семьи: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения с окружающими его детьми и взрослыми.
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием его развития. Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».
Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как независимость, инициатива, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.
Физическое и психическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно–психическом состоянии детей.
Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников предполагает:
а) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его потребностям и чувствам;
Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает:
– доверительное и активное отношение к миру
– формирует высокую самооценку
– самоконтроль
– ориентацию на жизненный успех.
Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия, то это может проявиться в:
– расторможенности, агрессии;
– в страхах;
– подавленности;
– обидах;
– изолированности,
которые будут сопровождать его всю жизнь.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации данной работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, то есть среды, способствующей полноценному и разностороннему развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).