Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема | Екатерина Вячеславовна Кузнецова. Работа №329842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрывается суть понятия эмоционального выгорания, описываются факторы, провоцирующие данный синдром, проиллюстрированы методы диагностики, а также меры предупреждения профессионального выгорания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема
В настоящее время возрастает интерес к проблеме эмоционального выгорания в социально-психологической сфере. Это связано с тем, что на нынешнем этапе развития российского общества в условиях социально-экономических изменений, социальных нагрузок, повышаются требования к профессиональным качествам индивида. Но проведение эффективной профессиональной деятельности затруднено, когда возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний, к которым может относиться синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергии) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].
К внешним факторам, которые провоцируют выгорание относятся следующие:
хроническая напряженная психоэмоциональная активность;
дестабилизирующая организация деятельности;
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
склонность к эмоциональной ригидности;
интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
нравственные дефекты и дезориентация личности [1].
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то ecть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – оно создается хронической психоэмоциональной атмосферой, дестабилизирующей ситуацией, повышенной ответственностью, контингентными трудностями;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек старается обезопасить себя от неблагоприятных впечатлений;
3) истощение - уменьшение психических ресурсов, оскуднение эмоционального тонуса, возникающее в результате того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно, на каждом этапе возникают определенные признаки, или симптомы эмоционального выгорания [1].
Переход реакций от уровня эмоций к уровню психосоматики показывает, что эмоциональная защита — выгорание — сама по себе уже не справляется с нагрузками и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом организм спасается от разрушительной силы эмоциональной энергии.
К. Маслач и С. Джексон описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя следующие компоненты: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение трактуется как главный компонент выгорания. Проявляется оно чаще всего в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов [2].
При диагностике эмоционального выгорания применимы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, биографический метод.
Также для изучения синдрома эмоционального выгорания возможно использование таких методов: опросник на определение уровня психического выгорания (MBI), опросник В.В. Бойко, опросник Б. Поттер, тест самоактуализации Э. Шострома –
Л. Гозмана и др.
Профилактика и коррекция синдрома выгорания имеет минимум два направления - личностно-ориентированное и организационно - ориентированное. Наиболее эффективными окажутся усилия, объединяющие эти два направления.
Личностно-ориентированный подход направлен на помощь лицам, подверженным риску выгорания, на восстановление утраченных ресурсов или на возможное их развитие, на личностный рост, развитие личностных и профессиональных компетентностей. Обеспечение этого может реализовываться двумя путями: как саморазвитие, самопомощь – развитие навыков самоменеджмента и помощь извне – консультативная помощь, различные формы обучения, психокоррекция и реабилитационные мероприятия.
К эффективным организационно-ориентированным методам относится наличие наставничества, супервизорства, проведение дебрифингов, повышение квалификации, планирование карьерного роста [3].
Таким образом, эмоциональное выгорание является реакцией на длительные рабочие стрессовые ситуации в межличностном взаимодействии. Тяжесть этого синдрома заключается в том, что ему присуще прогрессировать изо дня в день. На этом фоне могут обостряться различные заболевания. Для предупреждения появления синдрома важно научиться реалистично организовывать свою работу, стремиться к отделению личной жизни от профессиональной деятельности и заботиться о здоровье.
Список литературы:
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 2006.-469с.
Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания, 2-е изд: Питер;Спб; 2008
Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2013. - 440 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×