ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ | Лунина Юлия Владимировна. Работа №291949
Автор: Лунина Юлия Владимировна
В статье автор говорит об эмоциональном состоянии обучающихся медицинского колледжа. Считает, что необходимо учитывать то, что эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. По мнению автора, первый год обучения в профессиональной образовательной организации (ПОО) для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье усугубляется в первые месяцы обучения, в период, когда студенты первого курса слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются к сменившимся условиям обучения и новому коллективу. Замечено, что неблагоприятное эмоциональное состояние студентов отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КГБПОУ «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИМЕНИ Г.С. МАКАРОВА)
Лунина Юлия Владимировна, преподаватель КГБПОУ ХГМК
Эмоциональное здоровье – это состояние психологического функционирования, при котором человек может гармонично развиваться в социуме. Эмоционально здоровые люди уверены в себе, им проще достигать успеха на работе, строить семью. Такие личности менее подвержены стрессу и умеют справляться с трудностями.
Человеку, который живет в ладу со своими эмоциями, проще принимать изменения, он легко подстраивается под перемены и не испытывает дискомфорта. Эмоционально здоровым людям проще управлять своим настроением, направлять энергию в нужном направлении.
Говоря об эмоциональном состоянии обучающихся, необходимо учитывать то, что эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
Существуют признаки того, что человек эмоционально не здоров, они включают:
Обидчивость
.
Люди, которые
испытывают проблемы
с эмоциональным здоровьем, ранимы. Такую личность может обидеть любое неосторожное слово или действие.
Навязчивые и негативные мысли.
Человеку может казаться, что окружающие настроены против него, что из сложившийся жизненной ситуации нет выхода.
Частая смена настроения.
Резкая смена эмоций –
показатель психически неуравновешенного человека.
Плохие отношения с людьми.
Эмоционально больные люди не идут на контакт с незнакомыми, стараются избегать общения и новых отношений.
Близких друзей, родных отталкивают от себя, оскорбляя и постоянно критикуя их. Нередко такие индивидуальности не слышат самих себя и не могут найти причину своего поведения.
Низкая или завышенная самооценка.
Постоянная самокритика ведет к неуверенности в себе, обособленности и одиночеству. Как и личности с завышенной самооценкой, они не подпускают к себе окружающих, не умеют налаживать контакты.
6. Тревожность определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности [3]. Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [4]. По мнению Спилбергера Ч.Д., она представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, источник которого может оставаться неосознанным [4].
Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом (1925), разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [3].
Тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному объекту, когда опасности подвергаются его положение в обществе: его ценности, представления о себе, потребности, затрагивающие ядро личности. Тревога всегда связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. И в этом случае она рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей [3]. В современной психологии тревогу как психическое состояние часто называют ситуативной или реактивной тревожностью, так как она связана с конкретной внешней ситуацией.
Нами было проведено тестирование, в котором приняли участие студенты КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж» имени Г.С. Макарова.
Цель: выявить уровень тревожности у студентов 1 курса.
Инструмент: тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
Тест на тревожность позволяет оценить уровень тревоги по двум направлениям: оценка ситуативной тревожности и тревожности личностной. Первая определяет тревогу как кратковременную реакцию на раздражитель (нормальная реакция организма на внештатную ситуацию), вторая – как склонность
Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина:
Ситуативная тревожность
СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) - (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50 (число 50)
Личностная тревожность
ЛТ=(2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35)
В опросе приняли участие 42 студента 1 курса обучения, очного отделения (12 мужчин в возрасте 17-19 лет, 30 женщин в возрасте 16-18 лет).
Результаты тестирования:
1. Низкая степень тревожности выявлена:
– мужчины - 7 человек (58%);
– женщины -10 человек (33%);
– всего 17 человек (40%)
2. Средняя степень тревожности
– мужчины - 4 человека (33%);
– женщины -18 человек (60 %);
– всего 22 человека (52%)
3. Высокая степень тревожности
– мужчины - 1 человек (9%);
– женщины -2 человека (7%);
– всего 3 человека (7%)
В ходе тестирования выяснено, что ситуативная тревога на высоком/выше среднего уровне наблюдается у 15 человек, в тоже время результат личностной тревоги – ниже среднего. В связи с чем, нами сделан вывод о том, что они переживают эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но могут быстро справиться с тревогой.
Результаты трех человек показали, что личностная тревога на высоком уровне, а результат ситуативной тревоги – средний, т.е. они склоны тревожится часто, воспринимают действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склоны долго это переживать.
В ходе дополнительного опроса студентов, нами выяснено, что наибольшую тревогу вызывают такие вопросы как:
1. Страх отсутствия поддержки со стороны родителей (как правило, у приезжих абитуриентов), тоска по дому и друзьям.
2. Страх перед новым заболеванием и желанием оказать посильную помощь в качестве волонтера, страх за здоровье родных и близких.
3. Достаточно ли у меня знаний для освоения учебного материала, правильно ли я выбрал специальность.
4. Смогу ли я самостоятельно научиться распоряжаться денежными средствами, хватит ли мне выделенных денег на месяц, как распределить их правильно.
5. Хватит ли мне сил для того, чтобы учиться и подрабатывать.
По мнению автора, первый год обучения в профессиональной образовательной организации (ПОО) для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье усугубляется в первые месяцы обучения, в период, когда студенты первого курса слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются к сменившимся условиям обучения и новому коллективу. Замечено, что неблагоприятное эмоциональное состояние студентов отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями.
Для того чтобы избежать негативных последствий и поддерживать свое эмоциональное состояние на высоком или среднем уровне, нами были даны рекомендации:
Заниматься спортом.
Д
остаточно занятий по 20-30 минут 2 раза в неделю: приседания, бег трусцой, катание на велосипеде. Спорт содействует выработке гормонов счастья.
Правильное питание.
Сбалансированный и частый прием пищи позволяет не перегружать организм. Если человек правильно питается, то он испытывает легкость, поэтому повышается его работоспособность, пропадает усталость, вялость. Избавьтесь от вредных привычек.
Здоровый сон.
Иногда позволяйте себе полежать в постели подольше, организму нужно перезагрузиться. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов в сутки.
Слушать свое тело.
Если вы занимаетесь тем, что вам не нравится, стоит бросить это дело или обсудить то, что вас не устраивает, с другими.
Не копите в себе негативные эмоции, направляйте их, преобразовывая в положительную энергию. Обсуждайте неприятности, трудности, с которыми вы столкнулись, с близкими людьми. Не отказывайтесь от поддержки. Так будет проще справиться со стрессом, который вызван положительными или отрицательными событиями.
Расти по карьерной лестнице.
Лень порождает негативные эмоции. Старайтесь расти в том, чем нравится заниматься. Посещайте дополнительные курсы по специальности, смотрите онлайн-записи, общайтесь с профессионалами в сфере, в которой вы работаете. Показывайте свою полезность и востребованность как сотрудника. Так личность получает положительный заряд энергии, и человеку становится некогда отвлекаться на негатив, который его окружает.
Общаться с людьми.
Ходите в гости, заводите знакомства. Это позволит обмениваться позитивными мыслями, узнавать что-то новое.
7. Не забывайте посвящать время себе. Несколько дней в месяц занимайтесь тем, чего вам хочется: посетите массажный кабинет, рисуйте. Делайте все, что поможет вам отдохнуть и расслабиться.
Автор считает, что для преодоления эмоционального напряжения, в том числе тревожных состояний в студенческой среде, необходимо применять личностно-ориентированный подход. Данное направление нацелено на студента во всех его проявлениях и является оптимальной моделью взаимодействия студента и преподавателя. Здесь необходимо учитывать все особенности познавательной, мотивационной, личностной сферы обучаемого. Внимание со стороны педагога к внутреннему миру студента, к его чувствам, переживаниям создает атмосферу психологической безопасности, комфорта. Направленность всего образовательного процесса на личность, формирует в нем мотивацию здоровья и совершенствования, к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний.
Костина Л.М.
Методы диагностики тревожности. – СПб
.:
Речь, 2005.
Спилбергер
Ч.Д.
Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. – М., 1983.
Ханин Ю.Л.
Краткое
руководство к применению
шкалы личностной и реактивной тревожности. – Л., 1976.
Шапкин С.А.
Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.,1997.