эссе "Активность воспитателя в педагогической деятельности - путь к профессиональному росту педагога" | Мишенина Светлана Эвальдовна. Работа №205904
Автор: Мишенина Светлана Эвальдовна
Мои мысли о значимости активной педагогаческой деятельности воспитателя для его профессионального роста.
Активность воспитателя в педагогической деятельности – путь к профессиональному росту.
«Учитель – это человек, который
учится всю жизнь, только в этом
случае он обретает право учить».
В.М.Лихинский
За окнами ноябрь. Закончились выходные дни. Завтра на работу. Любимую работу. Вот уже 32-й год я работаю с детьми дошкольного возраста. Свою работу люблю. Люблю детей, всегда готова помочь им освоить окружающий мир. Очень рада видеть искорки искренней любознательности, радости в глазах ребят. Считаю, что воспитатель детского сада – это удивительная профессия, ведь её назначение - соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого.
Однако мой путь в эту профессию был не прост: после окончания средней школы, я уехала в город. Окончив техническое училище, работала на крупном заводе. Но жизнь городская со всеми её прелестями меня не привлекала. Оставаясь наедине, я постоянно думала о родном доме, о маме. И в один из таких дней приняла решение: возвращаюсь в село, к родным.
Мне предложили работу в детском саду. Хотя стать воспитателем я никогда не мечтала, но согласилась. Помню первые месяцы работы – неуверенность в своих силах, слезы: «А смогу ли я? Удастся ли мне отдать детям все, что я знаю и умею?». Общаясь с детьми и их родителями, ощущала недостаток знаний детской педагоги и психологии, поэтому поступила в педагогическое училище. Теперь за моими плечами и высшее педагогическое образование. И вот, спустя три десятка лет, я могу с полной уверенностью сказать, что свой выбор я сделала правильно. Ведь вместе с детьми я наслаждаюсь периодом детства сиюминутно, мы вместе растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – Детство.
Конечно, чтобы работать воспитателем в детском саду, нужно непременно любить детей, находить индивидуальный подход к каждому, быть отзывчивым, в какой-то мере даже всепрощающим.
А настоящее время диктует современные качества для первых наставником детства: грамотность, коммуникабельность, эрудиция и многие-многие другие.
Считаю, сформировать такие качества возможно через активную педагогическую деятельность. Активная педагогическая деятельность, на мой взгляд, это занятие самообразованием, то есть у меня есть тема, вызывающая много вопросов, чтобы на них ответить мне приходиться обращаться к различным источникам: методическая литература, журналы, газеты, касающиеся дошкольного воспитания, посещение интернет сайтов, посвященных проблемам детской педагогики и психологии.
Активная педагогическая деятельность в моём понимании это участие в работе методических объединений: 2013 г. «Коммуникация детей дошкольного возраста», 2016 г. «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей дошкольного возраста», в рамках которых я показывала открытые занятия. Думаю, со мной согласятся коллеги в том, что открытое занятие – ещё одна ступенька в повышении методического уровня каждого педагога. Это и подведение итогов, и сравнительный анализ достигнутого, и школа передового опыта.
Изучение опыта коллег, через посещение открытых ННОД: МКДОУ Венгеровский детсад №4 2013 г. открытое занятие для воспитателей «Бабушкино подворье», 2014 г. развлечение «Кот Мурлыка-весельчак пригласил к себе ребят», МКОУ Меньшиковская СОШ СП- детский сад 2015 г. открытое занятие «Путешествие по сказкам» дают возможность существенно пополнить свой педагогический багаж методическими приёмами, методами и технологиями.
Посещение семинаров: 2014 г. «Конструирование развивающей ППС в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 2016 г. «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада» на базе ГАОУ СПО «Татарский педагогический колледж» привело меня к мысли, что современная система образования на первый план выдвигает гуманистическую функцию образования, а значит приоритетным направлением становится создание условий для развития личности, самореализации её возможностей, обеспечение человеку понимания самого себя, окружающего мира и своего места в нём.
Нельзя не вспомнить о работе в творческой группе, которая позволяет создать среду общения, адекватную для моего личностного и творческого роста.
Проведение мастер-классов: 2014 г. «Нетрадиционное рисование «на пене для бритья», 2016 г. «Игровые технологии» и посещение мастер-класс «Метод моделирование в практике педагога» (МКДОУ Венгеровский детсад №2 2015 г.) позволяют мне расширить свою эрудицию, развивать культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своём авторитете, так и об авторитете коллег.
Активная педагогическая деятельность для меня – повышение профессионального мастерства через прохождение курсов. Этому уделяется особое внимание и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., который определил новый статус дошкольного образования, оно впервые стало уровнем общего образования. С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, воспитателю. Следовательно, мне как воспитателю необходимо систематически повышать свой профессиональный уровень. Что я, конечно, и делаю: 2013 г. «Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО», 2015 г. «Проектирование ООП ДОУ» на базе ГАОУ СПО «Татарский педагогический колледж».
Посещение вебинаров: сентябрь 2015 г. «Примерная ООП ДОО» сайт ФИРО, март 2016 г. «Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса по математике для начальной школы и дошкольников «Учи.ру», ноябрь 2016 г. «Деревянный конструктор –Сuboro» на базе МКОУ ДПО «ИМЦ». Это удобная и очень популярная в последнее время форма обучения, даёт возможность мне, не выходя из дома, найти ответы на многие вопросы.
Мой многолетний опыт позволяет мне быть наставником молодых и вести занятия в Школе молодого воспитателя. И как показывает практика, эта форма работы эффективна в деле формирования и развития профессиональных навыков педагога, повышения квалификации и готовит их к успешному прохождению аттестации. Кстати, я имею высшую категорию.
Как мёд в сотах по каплям накапливает пчела, так и педагог накапливает в процессе своей педагогической деятельности профессионализм. Этот «мёд», т.е. профессионализм воспитателя, можно увидеть, услышать, «попробовать» не только при посещении проводимых им занятий, воспитательных мероприятий, но и в ходе его участия в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».
Для меня конкурс профессионального мастерства является одним из важных этапов в развитии профессионализма, так как он даёт возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку моей педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию моего профессионального «Я» в условиях состязания.
Уверена, участие в профессиональном конкурсе развивает активность воспитателя, повышает психолого-педагогическую, методическую, информационно-коммуникативную компетентность, раскрывает творческий потенциал.
Могу уверенно сказать, профессия воспитателя ответственная, серьезная и очень светлая, приносящая радость от общения с детьми.
В заключение хочется подчеркнуть, чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, по утверждению педагогов-классиков, да и практиков, с приобретением опыта становится только мудрее.