Эссе как форма творческой работы студента на уроках истории и обществознания

Автор: Евгений геннадьевич Кочуров

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Эссе как форма творческой работы студента на уроках истории и обществознания

 

"Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира."

А.Эльяшевич

 

«Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (Большой энциклопедический словарь).

Слово эссе ввёл французский философ XVI века Мишель Монтень. (В переводе с французского essai – "попытка, проба, очерк"). Главным предметом исследования Монтень сделал самого себя, а форма эссе зародилась как форма личного выражения.

Задачи совершенствования педагогического мастерства в проведении уроков по истории, обществознанию, подготовки студентов, а также решения задач воспитательного характера через учебный предмет привели к осознанию важности творческой работы студентов. Эссе по истории или обществознанию – это творческая работа малой формы, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого студента.

Сочинение в жанре эссе по истории или обществознанию – явление для студентов да и для преподавателей – новое и перспективное: XXI век тяготеет к малым формам выражения своих мыслей и чувств.

Обществоведческое эссе является частью заданий ЕГЭ по обществознанию в общеобразовательной школе. Во многих ВУЗах в качестве вступительного экзамена предлагается обществознание. Эссе как творческая работа студентов наилучшим способом позволяет выявить индивидуальные способности студентов, умения применить знания, анализировать информацию, обобщать полученные сведения, раскрывает личностные качества.

Написать хорошее эссе нелегко. Известно, что, как и всякому делу, всякой учебной задаче – нужно научить. Уровень работ студентов (за редким исключением) очень невысок.

В защиту необходимости данной методики преподавания истории и обществознания надо сказать, что именно в эссе студент выражает своё мнение в отношении той или иной актуальной проблемы, подчас очень спорной и острой.

При написании эссе студенты должны, используя соответствующие понятия учебного курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, высказать своё суждение, привести нужные аргументы в обосновании своей точки зрения. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия, собственный взгляд должен быть подкреплён весомыми аргументами и фактами, работа должна содержать необходимые обобщения и выводы. Эссе позволяет студенту продемонстрировать уверенное знание учебного курса и владение ключевыми социальными компетентностями. Задания можно разрабатывать с точки зрения выявления интеллектуальных способностей. Приобщение к творческой деятельности формирует индивидуальность студентов, развивает способность самостоятельно и творчески решать поставленные обществом и самой жизнью вопросы.

Эссе помогает в самом процессе обучения, так как обычно лучше запоминают то, о чём пишут. Оно позволяет привести в порядок мысли по теме; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком , развивает нестандартное , оригинальное мышление.

Единой модели написания эссе нет. Система работы по формированию умений и навыков написания эссе в целом ещё не сложилась. Для преподавателей и студентов эта форма работы является новой. Однако есть определённые правила, которых надо придерживаться.

Эссе по истории и обществознанию — краткое творческое мини­сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых истории и обществоведческих наук. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Сегодня при оценке исторических событий и общественных явлений нередко высказываются диаметрально противоположные взгляды и мнения, существует различная трактовка многих событий, фактов, теоретических положений. Поэтому важно научить студентов правильно выражать своё мнение. В эссе можно выражать нестандартные, парадоксальные даже, может быть, дерзкие мысли. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность. Характерная особенность современного эссе-малые абзацы. В эссе часты вопросительные и восклицательные предложения, неполные и незавершённые высказывания с многоточием, которые создают ощущения размышления, разговора с самим собой и с оппонентом.

Задачей же преподавателя истории является научить оценивать, размышлять, выражать своё собственное отношение к историческим событиям, личностям, изучению истории

Признаки эссе как жанра:

1.    Наличие конкретной темы или вопроса.

2.    Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

НО! Эссе по истории и обществознанию относят к группе «объективное эссе», где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

1.    Небольшой объем.

2.    Свободная композиция, возможность неожиданного перехода от одной темы к другой.

3.    Непринужденность повествования, индивидуальная манера изложения.

4.    Парадоксальность, новизна содержания, афористичность.

5.    Внутреннее смысловое единство.

6.    Открытость.

Алгоритм написания эссе

1.    Внимательно познакомиться со всеми предложенными темами.

2.    Обратить внимание к какой базовой науке относится каждая тема.

3.    Определить смысл предложенных высказываний...

4.    Выбрать то высказывание (тему), которое будет отвечать нескольким требованиям: интересно вам, вы понимаете смысл этого высказывания, по данной теме вам есть, что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)

5.    Осмыслить проблему в контексте базовых наук.

6.    Сформулировать свое отношение к высказыванию. (ответить на вопросы «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)

7.    Определить термины, понятия и обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.

8.    Набросать      аргументы     «за» или «против»   данного высказывания.

9.    Для каждого аргумента отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают собственную позицию, и ответить на вопрос «Убедительны ли они?».

10.                       Подумать, какие литературные приемы можно использовать, чтобы сделать язык эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

11.                       Распределить подобранные аргументы или контраргументы в последовательности - это ваш условный план.

12.                       Придумать вступление к рассуждению. В нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать вопрос автору цитаты и т.д.

13.                       Изложить свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

14.                       Сформулировать общий вывод работы и, если необходимо, отредактировать ее.

Что может усилить и украсить эссе

1.                 Краткая информация об авторе высказываний

2.                 Имена его предшественников, последователей или научных противников.

3.                 Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Жанр эссе позволяет студенту продемонстрировать свою эрудицию, знания, навыки и умения.

В эссе по истории и обществознанию студент должен продемонстрировать, что он:

1.    знает основные термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;

2.    умеет сравнивать исторические события и социальные объекты, выявлять их отличия от всех других и сходства с родственными;

3.    способен характеризовать исторические, социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;

4.    объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние (так и внешние); -

5.    приводит собственные примеры, поясняет, аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

6.    дает оценку исторических и социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначение.

Каждый вариант задания-эссе содержит шесть тем краткого письменного сочинения, которые сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей. Каждая тема должна опираться на теоретические знания составляющих основу курса истории и обществознания.

Как оценивать работу.

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1)  представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2)  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3)  аргументация своей позиции с опорой на исторические факты, факты общественной жизни или собственный опыт.

Итак, из всего сказанного следует, что эссе как вид творческой работы является ценным инструментом измерения уровня подготовки студентов по истории и обществознанию, а также способно достигать целей и задач с способной решать сложные проблемы и находить ответы на вызовы времени. современной истории- воспитания самостоятельной творческой личности,

 

 

 


 

Высказывания и афоризмы об истории

 

История — это философия в примерах.

Фукидид

История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины.

Плиний Младший

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Сервантес

История пишется для установления строгой истины.

Плиний Младший

История — учительница жизни.

Цицерон

Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гете И.

Превосходные умы суть истинные герои истории.

Карамзин Н. М.

Кто знает, что первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон

На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей», одна волна, даже большая, особого значения не имеет.

Арнолд М.

 

Высказывания и афоризмы по обществознанию

 

1.                  «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

2.                  «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

3.                  «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

У. Годвин

4.                  «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

К. Гельвеции

5.                  «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся

ее».

Б. Шоу

6.                  «Деятельность — единственный путь к знанию».

Б. Шоу

Темы эссе по экономике

9.                  «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

Ж.Дроз

10.              «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер

11.              «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».

М. Амстердам

12.              «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».

Наполеон

13.              «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».

П. Сир

14.              «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».

Б. Франклин

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x