Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Этапы формирования навыков многоголосного пения в младших классах ДМШ» | Лисихина Виолетта Рюриковна . Работа №210240

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лисихина Виолетта Рюриковна
Этапы формирования многоголосия в младших классах ДМШ. 

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Умение петь на два и на три голоса не есть что-то недостижимое в классной работе. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве

МБУ ДО АР «ДМШ п.Реконструктор»

 

 

 

Доклад по хору

на тему

 

«Этапы формирования навыков

многоголосного пения в младших

классах ДМШ»

 

 

подготовила пр. Лисихина В.Р.

 

 

 

 

 

 

п. Реконструктор 2018

ВВЕДЕНИЕ

 

Хоровое или ансамблевое пение в музыкально-эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.

Большая, если не решающая роль в музыкальном развитии учащихся принадлежит хоровому многоголосному пению, которое создавалось на основе практики народной хоровой песни.

Групповое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран.

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Умение петь на два и на три голоса не есть что-то недостижимое в классной работе. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве.

 

Вокально-хоровые навыки

Певческое дыхание

Как учить детей дыханию? В некоторых методических пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике. В то же время современная методика воспитания голоса говорит о том, что певцы всех возрастов пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра.

Мерилом должно быть качество голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-своему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению педагога, является наилучшим. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:

1) вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

Обучая пению детей, следует учитывать возраст. Нельзя предлагать им много сложных и непонятных для них приемов и терминов, физиологических объяснений.

Важным условием воспитания дыхания является естественная певческая постанова – положение корпуса, голова, рта: прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки свободно опущены вниз, лежат на коленях. Голову держать прямо, без напряжения шейных мышц.

Брать дыхание лучше через нос, через нос и рот одновременно. Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, …как будто нюхаешь цветок».

Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук – первое требование в обучении пению.

Следует обратить внимание на владение навыками цепного дыхания, где участники хора возобновляют его поочередно в разных местах.

 

Певческое звукообразование-атака звука

Певческий голос должен звучать ровно по всему диапазону. Начальный момент возникновения – атака. В практике употребляется три вида атаки звука:

твердая

мягкая

придыхательная

При твердой атаке происходит задержка дыхания, за тем быстрое, полное смыкание голосовых связок до начала звука.

При мягкой атаке звука смыкание происходит одновременно с возникновением звука, она обуславливает спокойное, плавное начало звучания.

В придыхательной атаке связки включаются в работу постепенно, как бы запаздывая, после начала выдоха.

Основу певческого звучания составляет мягкая атака. Однако учитывая пассивность детского голосового аппарата, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. Разумеется, она не должна переходить в форсированное звучание.

Певческая дикция

Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Необходимо применять правила культуры речи (правильное ударение в слове), орфоэпии (правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы).

Звукообразующими органами являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это называется – артикуляционным аппаратом.

У юных певцов артикуляционный аппарат скован, сжат. Это надо устранять путем мягкого опускания нижней челюсти при полном спокойствии лицевых мышц.

Звуки человеческой речи делятся на две основные группы: гласные и согласные. Кроме них существуют йотированные, образующиеся от сочетания двух звуков – мягкого согласного й со следующими за ним гласными:

е= й+э я=й+а ю=й+у ё=й+о

Согласные: л, м, н, р, – сонорные (звучащие). Они в какой-то степени и мере пропеваются.

Речевая орфоэпия отличается от певческой. В пении любой самый короткий гласный звук длиннее самого длинного в речи. Петь – значит тянуть звук.

В пении происходит округление гласных. При этом а приближается к о, и к ы, е к э. вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. При вялой артикуляции – гласные и согласные не ясны, не четки, звук приобретает однообразный характер.

Согласные в пении имеют свои особенности. Их следует произносить кратко, четко. Часто согласные произносятся с участием голосовых связок. Б, в, г, д – произносятся с участием связок и благоприятны в вокальном отношении. Поэтому тексты произведений с этими буквами наиболее удобны.

Выработать звонки, светлый звук у поющих глухим звуком можно благодаря сочетанию и, е с согласными (ди, ля, зи)

Руководителю коллектива следует довести до сведения детей:

согласные, которые заканчивают слово, должны относится к следующему слову;

одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова, поются раздельно

(«Неб

о

о

громное»)

Добиваясь протяжного исполнения гласных, руководитель обращает внимание на короткое, энергичное произношение согласных.

Важно соблюдать правильное соотношение ударных и безударных слогов. Ошибка в пении – выделение безударных окончаний слогов.

3.Выработка подвижности голоса

Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении.

В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе, с умеренной силой звучания.

Само понятие «быстрый темп» применительно к пению младших школьников носит условный характер. В начальных классах не следует переступать границы умеренно-быстрого исполнения. От детей можно требовать, чтобы они пели «быстрее», «веселее», но эти требования должны осуществляться в рамках, доступных детям: быстрее, но не очень быстро, громче, но не очень громко и т.д. Неприемлемы в детском пении излишне медленные темпы, приводящие к «расползанию» музыкальной линии.

Дети легко могут впадать в крайность, приносящую вред их вокальному и художественному развитию: излишне быстрый темп ведет к потере дикции, излишне громкое пение к заболеванию голосовых связок, утрированные эмоции — к утере вокального и художественного контроля.

Работая над подвижностью голоса, желательно вначале попытаться петь произведения и упражнения несколько быстрее и динамичнее, чем они пелись ранее. Если дети справляются с данным заданием, можно постепенно давать им упражнения и в более быстром темпе.

 

Развитие навыков многоголосного пения

Интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе правильной вокализации, является основой красивого многоголосного пения, по этому не следует переходить к многоголосному пению, пока коллектив идеально не поет в унисон (одноголосие).

Хоровая практика показывает, что развитие навыка многоголосного пения проходит в несколько этапов.

Первоначальный этап работы — наиболее ответственный. Именно в это время закладываются основы многоголосного пения и, что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду хорового исполнительства.

Базовый тезис, позволяющий видеть трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, их выразительность, в новое качество звучания по сравнению с одноголосием. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал учащихся и позволил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить многоголосное звучание.

Большинству этих требований отвечает исполнение канона. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии хоровой партии, его разучивание происходит так же, как разучивание одноголосной песни.

В основе этой музыкальной полифонической формы лежит имитация. Как известно, многоголосный склад появился впервые именно в полифонической форме. Да и в русской народной музыке многоголосие представляет собой характерный вид полифонии — подголосочный. Вот почему в воспитании слуха полифонической музыке отводится особое место. Как показывает практика, простейшие виды имитационной полифонии, и в первую очередь каноны, усваиваются детьми сравнительно просто. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани.

Наиболее трудным в каноне бывает момент вступления второго голоса, ибо, зная мелодию, дети как бы мысленно продолжают ее интонировать и вступают затем крайне неуверенно. Вот почему в подготовительный период полезно предлагать детям постоянно возвращаться к началу канона, например, с третьего, восьмого, десятого тактов на первый. Преодолеть неуверенность при вступлении второго голоса поможет и сознательное интонирование, опирающееся на знание нотной грамоты.

После прочного освоения пения канонов можно включать в репертуар двухголосные песни.

Двухголосие. В переходе к многоголосию пение на 2 голоса является самым ответственным этапом. На этом этапе дети должны научиться воспринимать оба голоса одновременно и равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной задачей.

Очень часто, а поначалу - всегда, дети старательно поют свою партию, почти не воспринимая мелодическую линию другого голоса. Получается механическое сложение двух голосов, местами звучащее удовлетворительно. Здесь и кроется главная опасность. Педагог должен чувствовать - слышат ли дети оба голоса, или им это только кажется.

Этап двухголосия оказывается одним из тех "подводных рифов" в работе хора, когда можно либо заложить фундамент будущего чистого и выразительного многоголосия, либо навсегда смириться с фальшивым пением. Если руководитель научил детей именно слышать 2 голоса, то пение 3-, 4-голосия не составит проблемы.

Перейдем к изложению начального этапа освоения двухголосного пения в школе на основе самостоятельного движения голосов. Опыт показывает, что двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому.

Эту работу необходимо вести с начала учебного года. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

1. Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.

2. Научить детей петь без сопровождения - a cappella, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.

3. Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т. д.

Следует сказать, что хорошо развитая музыкальная восприимчивость у детей способствует более успешному освоению двухголосного пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.

4. Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд (до1—до2) в восходящем и нисходящем движении (с названием нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, так как это более удобно для детей данного возраста и настраивает их голоса на высокую позицию звучания; затем изучается нижний тетрахорд. После этого следует соединение тетрахордов.

При пении звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые переходы, как на узкие и более широкие расстояния между звуками.

б) Мажорное трезвучие. К изучению трезвучия можно подойти следующим образом: пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в данном звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. И, наконец, поётся трезвучие (без промежуточных звуков) всем классом.

Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.

в) Диатонические интервалы в пределах квинты.

Примечание:

1) На первом этапе работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и трезвучия. Освоение минорного звукоряда и минорного трезвучия должно быть отнесено на более позднее время.

2) Пение тетрахордов и пентахордов тональностей фа и соль мажор проводится без называния нот, а на слоги «до», «ду», «ми» и т. д.

Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды легче будут усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты (малая терция легче усваивается детьми при прохождении минорного лада). Изучение, точнее сказать, практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в которых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нужная последовательность интервалов. Однако в этих песнях могут быть и другие, еще не изученные ходы. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы детям легко было петь их по слуху.

5. Научить детей слышать и петь простые созвучия, сначала большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. Для того чтобы дети лучше приучались слышать интервалы и различные созвучия, нужно реже прибегать к помощи музыкального инструмента.

После подготовительной работы, добившись более или менее стройного унисона, дав детям некоторый запас слуховых ощущений, навыков слышания и пения созвучий, можно приступить к двухголосному пению в его самом элементарном виде.

На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар будет являться решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия; поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности — от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательного значения.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:

1) по форме — крайне сжатые, лаконичные (не более одного периода);

2) по мелодии — яркие, выразительные, напевные;

3) по ритму — весьма простые (чередование не более 2—3 длительностей);

4) голосоведение – ясное, естественное и, желательно

самостоятельное; склад диатонический;

5) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.

Наиболее полезными, отвечающими основным требованиям учебно-воспитательной работы с детьми являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом, вот почему они легко усваиваются детьми.

При двухголосном пении особое внимание пелагог должен обратить на характер и строение второго голоса.

Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Среди них существует мнение, что второй голос «плохой», «неинтересный», и они с большим удовольствием поют первый голос. Причина этого кроется в неудачном подборе песенного материала. Учителя музыки часто предлагают детям такие песни, где второй голос либо находится в зависимости от первого, лишен самостоятельности и идет в одном направлении с ним (параллельное движение), либо в мелодико-ритмическом отношении второй голос построен очень однообразно, статично.

Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором песен. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Например, такие, как «Соловей, соловеюшка», «Как пошли наши подружки» и другие.

Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим. Например, русские народные песни «У меня ль во садочке», «Как у наших у ворот».

Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях, существует так назывемый "закон двухголосного пения": второй голос должен быть всегда на первом плане! Смысл этого требования заключается в следующем.

В музыке гомофонно-гармонического склада первый голос чаще всего несет главную художественную мысль-образ. Второй, третий и так далее гармонические голоса являются вспомогательными. Соответственно, и в музыкальной разработке, и в выразительности гармонические голоса ус¬тупают главной мелодии.

Но именно в силу особой художественной выразительности и музыкальной развитости главный голос в первую очередь и доходит до сознания слушателей и самих исполнителей. И если не уделять специального внимания гармоническим голосам, не подчеркивать сознательно их значение, то нивелируется или даже совсем исключается из восприятия то особое, что несет с собой гармония: раскрытие многогранности, глубины и красоты основного мелодического образа.

Между тем, в практике пения рядовых детских хоров нередко приходится и слышать, и видеть, как, с одной стороны дети при пении двух-трехголосия не чувствуют гармонию, что выражается в отсутствии динмического ансамбля между партиями, а с другой стороны, сам дирижер направленностью своего внимания, слуха, взгляда, даже поворотом корпуса управляет именно первым голосом, основной мелодией, как бы забывая или лишь смутно ощущая полный звуковой образ. Сознательное выделение при пении второго голоса помогает детям лучше услышать и почувствовать красоту двухголосия.

Итак, освоение детьми элементарных навыков двухголосного пения позволяет в дальнейшем перейти к исполнению трёх- и четырёхголосных произведений русской, зарубежной и народной музыки.

Когда двухголосные упражнения начинают получаться чисто и стабильно, мы делим каждую партию еще на 2 голоса.

С альтами дело обстоит просто, они делятся на 1-е и 2-е по возможностям диапазона и тембру (1-е альты более легкие, близкие 2-м сопрано.) Разделение на два голоса партии сопрано - весьма ответственный этап, так как 2-е сопрано - самый трудный в гармоническом отношении голос. Здесь нужен хороший природный гармонический слух.

Разделив партии альтов и сопрано и получив, таким образом, 4-голосный состав, делаем еще одну перестановку в хоре по партиям и по принципу: высокие в центре и сзади, маленькие - впереди. Затем начинается работа по вычищению и выстраиванию партии вторых сопрано в двухголосных и в трехголосных упражнениях теми же приемами. Двухголосие выстраивается теперь между 1-ми и 2-ми сопрано. Затем добавляются альты, поющие все вместе 3-й голос.

Примерно месяц занятий уходит на выстраивание и отработку в упражнениях трехголосия, после чего переходим к первым пробам четырехголосия. Но большинство разучиваемых в этот период песен по-прежнему однодвухголосные. Только после того, как двухголосие в упражнениях начинает звучать абсолютно уверенно, хор поделен на 4 партии и в распеваниях идет работа над 3-, 4-голосными аккордами, основой репертуара становится сложное двухголосие. Произведения на 3- 4 голоса включаются постепенно и, вначале, очень простого гармонического склада.

Работа над многоголосием обычно проходит на различных стадиях репетиционного процесса.

Следует отметить, что все четыре этапа взаимодополняют друг друга и являются очередным подготовительным звеном на пути к конечному результату – формированию навыка многоголосного пения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М., 2000.

2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.- М., 2005.

3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.- М., 1983.

4. Бандина А. В., Попов В. С., Тихеева В. Л. Школа хорового пения. Вып.1.-М., 1981.

5. Демьянов Н. Школа хорового пения.- М., Ленинград, 1988.

6. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.- М., 1982.

7. Егоров А. Теория и практика работы с хором.- Ленинград, М., 1981.

8. Емельянов В. В Развитие голоса. Координация и тренинг.- СПб., 2000.

9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика.- М., 2003.

 

10. Луканин А. Начало двухголосного пения в школе.- М., 1980.

11. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.- М., 1999.

12. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором.- М., 2003.

13. Пигров К. Руководство хором.- М., 1984.

14. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре.- М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Фрагменты песен для распевания

Задача 1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных «Осень»

Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Птицы весело поют»

Музыка С. Стемпневского, слова В.Викторова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.

«Не летай, соловей»

Русская народная песня, обработка А. Егорова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утушка луговая»

Русская народная песня, обработка С. Миловского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3. Выработка подвижности голоса.

«Соня»

Музыка Х. Димитрова, слова Ц. Ангелова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кукушка»

Швейцарская народная песня,

русский текст Е. Манучаровой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 4. Элементарные навыки двухголосного пения.

 

«На горе-то калина»

Русская народная песня, обработка Т. Бейдер

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×