Этно-музыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся в поликультурной эстетической среде.

Автор: Казачкова Нина Григорьевна

Этно-музыкальные традиции как средство формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся в поликультурной эстетической среде.

 

Народные музыканты, танцоры, художники, зодчие, мастера-золотые руки из века век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер  и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Неслучайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором.

Фольклор обладает большим воспитательным потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Народное поэтическое слово, фольклорная музыкальная интонация, традиционная хореография – все это способствует воспитанию музыкально-эстетического вкуса, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов. Разнообразные народные попевки в силу своей естественности позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха. Выразительные, яркие музыкально-поэтические тексты развивают артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют музыкально-эстетический вкус. Хороводно-обрядовые песни служат развитию общей координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.

Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

Этномузыкальное образование, по- моему мнению, представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.

Этномузыкальное образование дает возможность усваиваивать этномузыкальные ценности, развивать этномузыкальные способности, приобретать сведения об истории, быте, жанрах народного музыкального искусства, народных музыкальных инструментах; формирует навыки исполнения народных песен,

навыки исполнения народных танцевальных движений как своего народа, так и народов,  населяющих регион, приобретают умение воспринимать произведения национальных композиторов и выявлять в них признаки этнического своеобразия.

Современный мир музыки одновременно включает в себя различные музыкальные стили и направления, истинные произведения музыкального искусства и низкосортную « музыкальную продукцию». В связи с эти актуальной становится проблема своевременного ознакомления слушателей с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Следует констатировать, что в последние годы меняется отношение к народной музыке. На праздничных мероприятиях чаще стали звучать национальные мелодии. Это может только радовать, потому что влияние музыки на формирование музыкально-эстетического вкуса неоспоримо.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, отражающие характер его труда, культуры, быта. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования этнокультурной толерантности является музыкальное образование.

Слушая музыку разных народов, знакомимся с характером, особенностями музыкального звучания. Ребята с удовольствием поют песни народов Дагестана, украинские, татарские и т.д.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.

На своих уроках музыки я включаю  произведения народного песенного фольклора. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями  - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов.

Народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.

Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.

В нашей школе педагогами был разработан проект «Многонациональная Россия», в котором через все виды деятельности решаются  задачи многонационального толерантного отношения ко всем народам, проживающим в России. Разучиваются народные фольклорные песни разных национальностей, танцы, игры. Всё это вызывает большой интерес как у учащихся, их родителей и педагогов. И, как конечный результат этого проекта, проводится фестиваль  «Многонациональная Россия».

Проведение различных мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального общения (фестивали, ярмарки, народные гулянья, фольклорные праздники др.), нацелено на воспитание уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x